Трансформация институциональных учительских кодов когнитивной модели «качество» в контексте смысло-языкового кризиса современности

Научная статья
  • Ольга Валерьевна Каширина Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия okashirina@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-1834-4464
    Elibrary Author_id 151276
    ResearchID JZC-6822-2024
  • Оксана Сергеевна Шибкова Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия oksana_shib@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0009-0006-2328-428X
    Elibrary Author_id 481134
    ResearchID JZC-8969-2024
Для цитирования
Каширина О. В., Шибкова О. С. Трансформация институциональных учительских кодов когнитивной модели «качество» в контексте смысло-языкового кризиса современности // Гуманитарий Юга России. 2024. Том 13. № 1. С. 176-188. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.1.12 EDN: VWOVTT

Аннотация

Цель исследования – конструирование мировоззренческой лингвокогнитивной матрицы «Институт Учитель», в которой центральное место занимают коррелятивные «учительские коды» как импликаторы когнитивной модели «Качество» смысло-языкового кризиса современности. Методологическая база исследования. Предпринимается попытка сформулировать методологическую базу изучения трансформации институциональных учительских кодов когнитивной модели «Качество» в контексте смысло-языкового кризиса современности в рамках целостной методологии трансдисциплинарного знания лингвофилософских исследований, разрабатываемого диалектико-триалектического и культурно-временного подходов. В рамках данных исследований одну из доминирующих ролей призван играть контаминированный анализ лингвистических и логико-философских аспектов категории «Качество», являющейся одной из центральных категорий структурации ценностно-ориентационной системы современного социума. Результаты исследования.  На основе проведенного критического анализа современного состояния интегральных векторов развития социопрагмалингвистики и лингвофилософского направления практической философии управления коммуникацией необходимо постулировать о междисциплинарности концепта смысло-языкового кризиса. Можно констатировать, что ядром концепта смысло-языкового кризиса в его трансдисциплинарном понимании будет являться культурно-временная, т. е. формирующая диалектико-триалектическое единство, анализ-кризисная структура коммуникативно-семиотических полей. Именно этот факт заставляет рассматривать его в полипарадигмальном ключе на основе категориального аппарата как философии, социальной психологии, культурологии, так и частной социолингвистики, структурной лингвистики и когнитологии. Перспективы исследования. Намеченные фундаментальные исследования приведенных данных позволяют констатировать объективную необходимость дальнейшего изучения сменяющейся языковой политики; выстраивается перспектива изучения эффективного сохранения коррелятивных «учительских кодов» как импликаторов когнитивной модели «Качество» смысло-языкового кризиса современности.
Ключевые слова:
«учительские коды» управления коммуникацией, коммуникативное время, энвайроментальное образование, языковая политика, качество смыслов, когнитивная модель «Качество», культура коммуникативного времени

Биографии авторов

Ольга Валерьевна Каширина, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия
Доктор философских наук, доцент, профессор
Оксана Сергеевна Шибкова, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия
Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английского языка

Литература

Бредихин С. Н. Метасредства как сложные структуры «схем действования» в пределах герменевтического понимания / С. Н. Бредихин // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2013. – № 4. – С. 110–113. – ID 21271284. – EDN RXMLZB.

Бредихин С. Н. Стратегическое моделирование сетевой кризисной коммуникации / С. Н. Бредихин // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2022. – № 3. – С. 183–195. – DOI 10.29025/2079-6021-2022-3-183-195. – EDN TDWPTS.

Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление / В. И. Вернадский; отв. ред. А. Л. Яншин; [предисл. А. Л. Яншина, Ф. Т. Яншиной]; АН СССР. – Москва: Наука, 1991. – 270 с. – ISBN 5-02-003505-X.

Гроза с Востока: как ответит мир на вызов ИГИЛ? / под ред. Ф. А. Лукьянова. – Москва: Эксмо, 2016. – 316 с. – ISBN 978-5-699-87608-2.

Зиновьев А. А. Распутье / А. А. Зиновьев. – Москва: Элефант, 2005. – 316. – ID 19657902– EDN QOENJN.

Каширин В. И. Научно-образовательная сфера: приоритеты междисциплинарного взаимодействия / В. И. Каширин, О. В. Каширина // Социология образования. – 2015. – № 12. – С. 80–84. – EDN UYMNDH.

Каширин В. И. Гуманитарная кризисология: истоки и специфика / В. И. Каширин // Гуманитарий Юга России. – 2014. – № 2. – С. 34–46. – ID 22284770. – EDN STRCJJ.

Каширин В. И. Становление фундаментальной философии многополярности / В. И. Каширин // Гуманитарий Юга России. – 2017. – Т. 6. – № 6. – С. 97–108. – DOI 10.23683/2227-8656.2017.6.7

Каширина О. В. Культура времени в современной картине жизни / О. В. Каширина. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. – С. 286. – ID 20042492. – EDN QWPIOT.

Моисеев Н. Н. Быть или не быть человечеству / Н. Н. Моисеев. – Москва: Россия молодая, 1999. – 288 с.

Мощелков Е. Н. Никита Николаевич Моисеев как философ и политический мыслитель / Е. Н. Мощелков, А. Г. Сытин // Вопросы философии. – 2019. – № 6. – С. 5–16. – DOI 10.31857/S004287440005350-0. – EDN JPVQQT.

Назаретян А. П. Нелинейное будущее: мегаисторические, синергетические и культурно-психологические предпосылки глобального прогнозирования / А. П. Назаретян. – Москва: Ин-т востоковедения РАН, 2013. – 437 с. – ID 21530031. – EDN SDDRPD.

Назаретян А. П. Психология в социальном прогнозировании: еще раз о причинных зависимостях / А. П. Назатерян // Вопросы философии. – 2016. – № 7. – С. 115–129. – ID 26421784. – EDN WGEWUP.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. – Санкт-Петербург: А-cad, 1994. – 408 с. – ID 21722401. – EDN SHJDHP.

Шибкова О. С. Становление категории «качество»: логика, грамматика, когнитика / О. С. Шибкова; Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2006. – 160 с. – ID 9925064. – EDN IJEYMH.

Щульц В. Л. Тайные языки как конструкты социальной реальности // В. Л. Щульц, Т. М. Любимова // Социологические исследования. – 2016. – № 6. – С. 3–13. – ID 6219.

Щульц В. Л. Язык как метареальность и прогностическая структура / В. Л. Щульц, Т. М. Любимова // Вопросы философии. – 2008. – № 8. – С. 38–50. – ID 11129662. – EDN JJOHZF
Статья

Поступила: 14.12.2023

Опубликована: 27.02.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Каширина, О. В., & Шибкова, О. С. (2024). Трансформация институциональных учительских кодов когнитивной модели «качество» в контексте смысло-языкового кризиса современности. Гуманитарий Юга России, 13(1), 176-188. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.1.12
Раздел
КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ