Проблемы повышения доверия населения к российским банкам в социологическом измерении. Часть 1

Научная статья
  • Евгений Яковлевич Виттенберг Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия intelban@mail.ru
    Elibrary Author_id 72616
Для цитирования
Виттенберг Е. Я. Проблемы повышения доверия населения к российским банкам в социологическом измерении. Часть 1. — Социологическая наука и социальная практика, 2020. Т. 8. № 2. С. 69-85. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.2.7304

Аннотация

Эмпирической основой для написания данной статьи послужили три социологических исследования Института социологии ФНИСЦ РАН, осуществлённые по заказу и при финансовой поддержке Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ), Национального бюро кредитных историй (НБКИ) и Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП Банк) в 2013, 2015 и в 2019 гг., то есть в докризисный период, в разгар кризиса и в начале посткризисного периода. Инициатором всех трёх исследований выступила Ассоциация российских банков (АРБ). Значительное внимание в статье уделено анализу оценок кредитно-денежной политики ЦБ в общественном мнении на различных исторических этапах и её влияния на уровень доверия населения к банковской системе в целом. В статье осуществлён анализ объективных и субъективных причин, негативно влияющих на уровень доверия населения к банкам. Среди них проанализированы проблемы снижения жизненного уровня населения, массового отзыва лицензий у коммерческих банков, падения инвестиционной привлекательности хранения средств физическими лицами в банках и др. В заключении первой части статьи даны рекомендации, основанные на результатах исследования, по восстановлению и упрочению доверия населения к банкам путём более ответственной и гибкой их кредитно-денежной политики, повышения транспарентности банковского сообщества и расширения информации о его деятельности, содействия распространению финансовой грамотности, систематического социологического мониторинга отношения населения к банкам и научно-практического осмысления его результатов.
Ключевые слова:
мегарегулятор, доверие к банкам, инвестиционные предпочтения, интернетбанкинг, финансовое просвещение, качество банковских услуг

Биография автора

Евгений Яковлевич Виттенберг, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник

Литература

Банки глазами общества / М. К. Горшков [и др.]; науч. рук. М. К. Горшков, Г. А. Тосунян. М.: Банк России, Ассоциация Российских Банков, Национальное бюро кредитных историй, 2015. 296. с.

Гостева Е., Трушина Н. Банковская зачистка: экспертная оценка. [Электронный ресурс] // BANKIR.RU: [сайт]. 18.12.2013. URL: https://bankir.ru/publikacii/20131218/bankovskaya-zachistkaekspertnaya-otsenka-10004389/ (дата обращения: 09.01. 2020).

Дмитриев И. В. Направления повышения доверия в банковском секторе и развития системы страхования банковских вкладов граждан в России // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 1 (34). С. 158–163.

Ибрагимова Д. Доверие к банкам снижается, но частные вклады растут. 11.07.2016. [Электронный ресурс] // IQ.HSE RU: [сайт]. URL: https://iq.hse.ru/news/186326424.html (дата обращения: 01.03. 2020).

Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / [А. Ю. Акимова и др.]; Отв. ред. А. Б. Купрейченко, И. В. Мерсиянова. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. 564 с.

Кучеренко В. Банки приобретают доверие, но теряют клиентов. 18.08.2015. [Электронный ресурс] // VL.RU: [сайт]. URL: https://www.newsvl.ru/economics/2015/08/18/138155/ (дата обращения: 03.01.2020).

Литвинов Д. А. Формирование доверия населения к российской банковской системе: дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук: специальность 22.00.08 «Социология управления» / Литвинов Дмитрий Алексеевич; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 2000. 140 с.

Набиуллина Э. Среди основных задач Банка России – обеспечение оперативности и эффективности банковского надзора // Финансовая безопасность. 2014. № 4. С. 6–10.

Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2010 году. М.: ЦБ РФ, 2011. 120 с. [Электронный ресурс] // Банк России [сайт]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/ File/24211/bsr_2010.pdf (дата обращения: 02.01. 2020).

Российские банки в глазах общественного мнения: опыт социологического анализа. Отчёт по итогам общероссийского социологического исследования / Рук. проекта: М. К. Горшков, Г. А. Тосунян. М.: ИС РАН, 2013. 173 с.

Тосунян Г. Вопрос количества банков определяется спросом на банковские услуги [Электронный ресурс] // NBJ Национальный банковский журнал: [сайт]. 24 января 2014. URL: http://nbj.ru/publs/ot-redaktsii/2014/01/24/g-tosunjan-vopros-kolichestva-bankov-opredeljaetsja-sprosom-na-bankovskie-uslugi/index.html (дата обращения: 01.03. 2020).

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 537-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»» [Электронный ресурс] // Российская Газета: [сайт]. 2018. 29 декабря. Федеральный выпуск № 295 (7758). URL: https://rg.ru/2018/12/29/biznes-dok.html (дата обращения: 04.01.2020).

Dirks K. T., Ferrin D. L. The role of trust in organizational settings // Organization Science. 2001. Vol. 12. № 4. P. 450–467. DOI: 10.1287/orsc.12.4.450.10640

Gillespie N., Hurley R. Trust and the global financial crisis // Handbook of Advances in Trust Research / R. Bachmann, A. Zaheer (Eds). Cheltenham: Edward Elgar, 2013. P. 177–203.

Harrison T. Why trust is important in customer relationships and how to achieve it // Journal of Financial Services Marketing W.B. 2003. Vol. 7. № 3. P. 206–209.

Hurley R., Gong X., Waqar A. A framework for understanding and restoring trust in universal banks // Companion to Financial Services Marketing / T. Harrison, H. Estelami (Eds). New York: Routledge, 2014а. Ch. 30. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203517390

Hurley R., Gong X., Waqar A. Understanding the loss of trust in large banks // International Journal of Bank Marketing. 2014б. Vol. 32. № 5. P. 348–366. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/IJBM01-2014-0003.

Seal W. B. Relationship banking and the management of organizational trust // International Journal of Bank Marketing. 1998. Vol. 16. № 3. P. 102–107.

Tyler K. The role of trust in financial services business relationships / Tyler K., Patton M., Marco M., Meyer D., Stanley E. // Journal of Services Marketing. 2007.Vol. 21. № 5. P. 334–344.
Статья

Поступила: 13.01.2020

Опубликована: 30.06.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Виттенберг, Е. Я. (2020) ’Проблемы повышения доверия населения к российским банкам в социологическом измерении. Часть 1’, Социологическая наука и социальная практика, 8(2), сс. 69-85. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.2.7304.
Раздел
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ