Сталинская музыкальная пропаганда и ее реинтепретация в перестроечное время (на примере альбома «Сулейман Стальский» группы «Коммунизм»)
Научная статья
Для цитирования
Вафин А. М., Мирина С. А. Сталинская музыкальная пропаганда и ее реинтепретация в перестроечное время (на примере альбома «Сулейман Стальский» группы «Коммунизм») // Власть. 2025. Том 33. № 2. С. 223-230.
Аннотация
В сталинскую эпоху (1920–1950-е гг.) песни и музыка были мощным средством поддержки и укрепления идеологии сталинизма в целом и культа личности Сталина в частности. Музыкальное наследие сталинизма отражает стратегию использования искусства для формирования образа сильного лидера и единства нации. В период перестройки (1985–1991 гг.) с ослаблением идеологического давления появляются ироничные песни о Сталине, что демонстрирует изменение отношения общества к его наследию. В тексте рассматривается не просто иронический проект по отношению к Сталину (например, как у советской концептуальной арт-группы «Мухомор»), а сложная деконструкция сталинского мифа в рамках альбома «Сулейман Стальский» группы «Коммунизм» (1988).
Ключевые слова:
Сталин, пропаганда, культ личности, миф, деконструкция, Егор Летов
Литература
Вафин А.М. 2022. «Родина» Егора Летова. – Летовский семинар 2021. Проблема текста. М.: Выргород. С. 157-175.
Глушаков Я.В. 2019. «Хочется всей необъятной страной Сталину крикнуть “Спасибо, родной!”»: конец песенной сталинианы. – Международный журнал исследований культуры. № 3(36). С. 100-113.
Кузьмина В.М. 2012. Привлечение творческой интеллигенции к решению экономических задач неэкономическими методами в процессе индустриальной модернизации в СССР. – Общество: философия, история, культура. № 3. С. 55-60.
Эмер Ю.А. 2008. Частушка как народная рефлексия ценностной системы. – Вестник Томского государственного университета. № 306. С. 39-42.
Slonimsky N. 1950. The Changing Style of Soviet Music. – University of California Journal of the American Musicological Society. Vol. 3. No. 3. P. 236-255.
Slusser R.M. 1956. Soviet Music since the Death of Stalin. – The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 303. P. 116-125.
Глушаков Я.В. 2019. «Хочется всей необъятной страной Сталину крикнуть “Спасибо, родной!”»: конец песенной сталинианы. – Международный журнал исследований культуры. № 3(36). С. 100-113.
Кузьмина В.М. 2012. Привлечение творческой интеллигенции к решению экономических задач неэкономическими методами в процессе индустриальной модернизации в СССР. – Общество: философия, история, культура. № 3. С. 55-60.
Эмер Ю.А. 2008. Частушка как народная рефлексия ценностной системы. – Вестник Томского государственного университета. № 306. С. 39-42.
Slonimsky N. 1950. The Changing Style of Soviet Music. – University of California Journal of the American Musicological Society. Vol. 3. No. 3. P. 236-255.
Slusser R.M. 1956. Soviet Music since the Death of Stalin. – The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 303. P. 116-125.
Статья
Поступила: 27.05.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Вафин, А. М., & Мирина, С. А. (2025). Сталинская музыкальная пропаганда и ее реинтепретация в перестроечное время (на примере альбома «Сулейман Стальский» группы «Коммунизм»). Власть, 33(2), 223-230. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/10645
Выпуск
Раздел
ИДЕИ И СМЫСЛЫ
Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.