Эволюция сюжетов шамаилей как отражение жизни исламского сообщества в России
Научная статья
Для цитирования
Луговкская Н. В. Эволюция сюжетов шамаилей как отражение жизни исламского сообщества в России // Власть. 2025. Том 33. № 2. С. 231-236.
Аннотация
Современное искусство шамаиля (или, как его называет ряд исследователей, татарского шамаиля) – станкового искусства мусульман народов России – во многом отличается от искусства шамаиля времени его появления (конец XIX – начало XX в.). В работе предлагается кратко ознакомиться с наиболее часто встречающимися сюжетами современных шамаилей на примере работ современных артистов, рассмотреть вопросы эволюции (или же деградации) сюжетов в шамаилях, попытаться понять причины подобного рода изменения в стилистике этого вида искусства. По какой причине искусство шамаиля стало таким востребованным, и в какой период это произошло? Какие тенденции развития ислама в России отражают современные шамаили и отражают ли? В чем принципиальное отличие так называемых классических шамаилей конца XIX – начала XX в.? Продолжают ли современные шамаили те же самые традиции и идеи, которые были в шамаилях век назад? В работе использованы шамаили из каталога «Шамаиль-арт. Традиция, классика, авангард» (2022 г.), который на настоящий момент является единственным изданным актуальным каталогом шамаилей, включающим в себя шамаили современных авторов.
Ключевые слова:
шамаиль, татарский шамаиль, искусство мусульман России, арабская графика, религиозное искусство, каллиграфия, каталог выставки
Литература
Ахунов А.М. 2007. Татарские легенды о Зу-л-Карнайне. – Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. Т. 149. № 4. С. 122-128.
Гилемшин Ф.Ф. 2017. Особенности текстового содержания арабографических шамаилей казанских татар. – Филологические науки. Вопросы теории и практики. Т. 74. № 8. С. 29-32.
Грабар О. 2016. Формирование исламского искусства. М.: Садра. 448 с.
Касимов Р.Н. 2016. Шамаиль – татарская мусульманская икона? – Историко-культурное наследие славянских народов Камско-Волжского региона. № 2. С. 37-41.
Мусина Р.Н. 1997. Реисламизация татар как форма «религиозного национализма». – Ислам в России. М.: Изд-во ЦИМО. С. 81-87.
Мустафин И.Х. 2022. Исламское искусство: возрождение и сохранение традиций шамаиля. – Ученые записки музея-заповедника «Томская писаница». Вып. 15. С. 72-83.
Сагитова Л.В. 2017. Реисламизация в постсоветском Татарстане и новые культурные границы. – Религии и радикализм в постсекулярном мире (под ред. Е.И. Филипповой, Ж. Радвани). М.: Изд-во Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. С. 91-113.
Саматова Ч.Х. 2013. Имперская власть и татарская школа во второй половине XIX – начале XX века (по материалам Казанского учебного округа). Казань: Татарское книжное издательство. 239 с.
Узланер Д. 2020. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М.: Изд-во Института Гайдара. 416 с.
Хонинева Е.А. 2019. «Материальная религия» как предмет и манифест в социальных исследованиях христианства: рец. на кн.: M. Opas, A. Haapalainen (eds.). Christianity and the Limits of Materiality. N.Y.: Bloomsbury Academic, 2017. 296 p. – Антропологический форум. № 43. С. 153-171.
Шамсутов Р.И. 2000. Искусство татарского шамаиля: дис. ... к.искусст. М. 237 с.
Шамсутов Р.И. 2003. Слово и образ в татарском шамаиле от прошлого до настоящего. Казань: Татарское книжное издательство. 199 с.
Юзеев А.Н., Гимадеев И.Ф. 2009. Марджани о татарской элите (1789–1889). М.: ИД Марджани. 130 с.
Casanova J. 1994. Public Religions in the Modern World. Chicago: Chicago University Press. 330 p.
Meyer J.H. 2014. Turks across Empires. Marketing Muslim Identity in the Russian-Ottoman Borderlands, 1856–1914. London, UK: Oxford University Press. 225 р.
Shaw W.M. K. 2019. What is «Islamic» Art? Between Religion and Perception. Cambridge: Cambridge University Press. 382 p.
Гилемшин Ф.Ф. 2017. Особенности текстового содержания арабографических шамаилей казанских татар. – Филологические науки. Вопросы теории и практики. Т. 74. № 8. С. 29-32.
Грабар О. 2016. Формирование исламского искусства. М.: Садра. 448 с.
Касимов Р.Н. 2016. Шамаиль – татарская мусульманская икона? – Историко-культурное наследие славянских народов Камско-Волжского региона. № 2. С. 37-41.
Мусина Р.Н. 1997. Реисламизация татар как форма «религиозного национализма». – Ислам в России. М.: Изд-во ЦИМО. С. 81-87.
Мустафин И.Х. 2022. Исламское искусство: возрождение и сохранение традиций шамаиля. – Ученые записки музея-заповедника «Томская писаница». Вып. 15. С. 72-83.
Сагитова Л.В. 2017. Реисламизация в постсоветском Татарстане и новые культурные границы. – Религии и радикализм в постсекулярном мире (под ред. Е.И. Филипповой, Ж. Радвани). М.: Изд-во Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. С. 91-113.
Саматова Ч.Х. 2013. Имперская власть и татарская школа во второй половине XIX – начале XX века (по материалам Казанского учебного округа). Казань: Татарское книжное издательство. 239 с.
Узланер Д. 2020. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М.: Изд-во Института Гайдара. 416 с.
Хонинева Е.А. 2019. «Материальная религия» как предмет и манифест в социальных исследованиях христианства: рец. на кн.: M. Opas, A. Haapalainen (eds.). Christianity and the Limits of Materiality. N.Y.: Bloomsbury Academic, 2017. 296 p. – Антропологический форум. № 43. С. 153-171.
Шамсутов Р.И. 2000. Искусство татарского шамаиля: дис. ... к.искусст. М. 237 с.
Шамсутов Р.И. 2003. Слово и образ в татарском шамаиле от прошлого до настоящего. Казань: Татарское книжное издательство. 199 с.
Юзеев А.Н., Гимадеев И.Ф. 2009. Марджани о татарской элите (1789–1889). М.: ИД Марджани. 130 с.
Casanova J. 1994. Public Religions in the Modern World. Chicago: Chicago University Press. 330 p.
Meyer J.H. 2014. Turks across Empires. Marketing Muslim Identity in the Russian-Ottoman Borderlands, 1856–1914. London, UK: Oxford University Press. 225 р.
Shaw W.M. K. 2019. What is «Islamic» Art? Between Religion and Perception. Cambridge: Cambridge University Press. 382 p.
Статья
Поступила: 27.05.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Луговкская, Н. В. (2025). Эволюция сюжетов шамаилей как отражение жизни исламского сообщества в России. Власть, 33(2), 231-236. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/10646
Выпуск
Раздел
ИДЕИ И СМЫСЛЫ
Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.