Образование для малочисленных народностей КНР: опыт преференциальной политики

Научная статья
  • Иннокентий Галималаевич Актамов Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН aktamov13@gmail.com
    Elibrary Author_id 627018
Для цитирования
Актамов И. Г. Образование для малочисленных народностей КНР: опыт преференциальной политики // Власть. 2025. Том 33. № 2. С. 253-258.

Аннотация

Исследование посвящено историческому анализу основных принципов образовательной политики руководства КНР в отношении малочисленных народностей. Выявлено, что национальная политика Китая в отношении неханьских народов имеет глубокие корни, и основные ее принципы были приняты за основу в условиях КНР. Особый подход к реализации национальной политики был разработан в сфере образования, который получил название позитивной дискриминации. В рамках данной статьи предпринята попытка выявить основные результаты образовательной политики руководства КНР в отношении малочисленных народностей на примере первой национальной автономии – Внутренней Монголии. Автор выдвигает предположение, что постепенное сворачивание преференциальной политики является закономерным результатом консолидации малочисленных народностей Китая в единую нацию.
Ключевые слова:
образование, КНР, малочисленные народности, преференции, Автономный район Внутренняя Монголия

Биография автора

Иннокентий Галималаевич Актамов, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
кандидат педагогических наук, заведующий Центра переводов с восточных языков

Литература

Актамов И.Г. 2023. Система образования Автономного района Внутренняя Монголия КНР на начальном этапе государственного строительства. – Евразийский ежегодник. № 1. С. 358-368.



Булдакова В.Г. 2006. Национальная политика КНР в отношении малочисленных народов. – Россия и АТР. № 4. С. 77-81.



Сергеева А.А. 2011. Зарубежные соотечественники как составная часть концепции «гармоничного общества» в контексте диаспоральной политики КНР (с начала периода «реформ и открытости»). – Вестник Московского университета. Сер. 13. Востоковедение. № 1. С. 43-53.



Солощева М.А. 2017. Позитивная дискриминация в образовании в КНР: pro et contra. – Азия и Африка сегодня. № 5(718). С. 49-55.



Jacob J.W. 2006. Social Justice in Chinese Higher Education: Regional Issues of Equity and Access. – Review of Education. Vol. 52. Is. 1-2. P. 149-169.



Mei Wu. 2022. The Impact of Measures Aimed at Achieving Equity and Quality in Chinese Ethnic Minority Education. – International Handbook on Education Development in Asia-Pacific. URL: https://link.springer.com/referenceworkentry/10.1007/978-981-16-2327-1_13-1 (accessed 26.02.2025).



Teng X., Ma X. 2009. Preferential Policies for Ethnic Minorities and Educational Equality in Higher Education in China. –Affirmative Action in China and the U.S. International and Development Education (ed. by M. Zhou, A.M. Hill). N.Y. Palgrave Macmillan. P. 83-98. https://doi.org/10.1057/9780230100923_5.



薛寒、苏德。1947年以来内蒙古民族教育政策的演进–基于Nvivo软件对政策文本的分析 // 内蒙古师范大学学报. 2020. 地第1目录. 总第六期. [Сюэ Хань, Судэ. 2020. Эволюция политики национального образования во Внутренней Монголии с 1947 года – анализ политических текстов на основе программного обеспечения Nvivo. – Журнал Педагогического университета Внутренней Монголии. № 1]. Доступ: http://epc.swu.edu.cn/info/1061/1579.htm (проверено 14.02.2025).



呼和浩特市教育志。 “呼和浩特市教育志”编辑委员会,主任委员:郝清华。呼和浩特:内蒙古人民出版社, 1989. – 253页。 [Образование в Хух-Хото (гл. ред. Хао Цинхуа). 1989. Хух-Хото. Народное издательство Внутренней Монголии 253 с.].
Статья

Поступила: 27.05.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Актамов, И. Г. (2025). Образование для малочисленных народностей КНР: опыт преференциальной политики. Власть, 33(2), 253-258. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/10649
Раздел
ПОЛИТИКА В ФОКУСЕ