Эффект ореола личности в региональном социокультурном и политическом контексте
Научная статья
Для цитирования
Юсупов М. М. Эффект ореола личности в региональном социокультурном и политическом контексте // Власть. 2025. Том 33. № 3. С. 232-241.
Аннотация
В статье рассматривается проявление эффекта ореола личности в социокультурных и политических условиях постконфликтного региона, раскрываются особенности действия данного эффекта на различных стадиях протекания конфликта. Автор выделяет взаимосвязанные структурные компоненты социокультурного контекста, определяет рейтинговую иерархию выдающихся личностей, меняющуюся с изменением социально-политической обстановки, устанавливает связь предпочтения знаменитости и политических взглядов респондентов. В статье характеризуется отношение к знаменитостям религиозной, военной, государственной сферы, выявляется ценностная мотивация их дифференцированного восприятия, определяются причины забвения одних и актуализации других героев, лидеров, обозначаются источники формирования представлений об исторических и современных деятелях.
Ключевые слова:
знаменитые люди, герои, лидеры, ценности, событие, конфликт
Литература
Войтенко Т.П. 2022. Подвиг и героизм как культурно-исторические феномены и их значение для психологической науки. – Психологический журнал. Т. 43. № 2. С. 30-40.
Горак С. 2009. Идеология мира в постсоветском Таджикистане. – Центральная Азия и Кавказ. № 6(66). С. 129-134.
Гуторович О.В. 2020. Герой и героизм: сущность, историческая эволюция, проявление. – Вестник Челябинского государственного университета. Философские науки. Вып. 57. № 8(442). С. 68-78. DOI: 10.47475/1994-2796-2020-10811.
Денисова Т.С. 2017. Герои и антигерои в нигерийской истории. – Герои и антигерои в мировой истории: сборник статей участников всероссийской научной конференции 9 июня 2017 г. (отв. ред. Т.М. Гавристова). Ярославль: Филигрань. С. 40-54.
Крутько И.С., Сморкалова Т.Л., Сюткина Е.Н., Ходырева Е.В. 2017. Роль мифологических героев в процессе социализации и формировании субъективного благополучия. – Человеческий капитал. № 8(104 ). С. 111-114.
Логинов В.Е. 1997. Роль личности в истории: анализ философских концепций. – Метаморфозы истории. С. 197-208.
Маршак А.Л., Рожкова Л.В., Дубина А. Ш. 2024. Гражданственность и патриотизм во взглядах региональной молодежи. – Власть. Т. 32. № 3. С. 239-245.
Мызникова У.В. 2010. Эффект ореола в общественном сознании. – Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. № 3. С. 176-189.
Николаенко С. 2023. Как менялось отношение к легендарным личностям на протяжении истории. Доступ: https://brodude.ru/kak-menyalos-otnoshenie-k-legendarnym (проверено 26.04.2025).
Обидина Ю.С. 2018. Герой и смерть: проблема идентификации личности (на примере гомеровского эпоса). – Вестник Марийского государственного университета. Сер. Исторические науки. Юридические науки. Т. 4. № 1. С. 20-25.
Петросян А.Е. 2021. Эволюция героев армянского эпоса. – Фольклор: структура, типология, семиотика. Т. 4. № 3. С. 97-106. DOI: 10.28995/2658-5294-2021-4-3-97-106.
Субботина М.В. 2021. Негероические герои: два подхода к анализу медийных образов. – Вестник РУДН. Сер. Социология. Т. 21. № 3. С. 623-633.
Юсупов М.М. 2013. Ценностно-функциональные грани согласия в период конфликта. – Конфликтология. № 3. С. 7-20.
Coombs W.T., Holladay Sh.J. 2006. Unpacking the Halo Effect: Reputation and Crisis Management. – Journal of Communication Management. Vol. 10. No. 2. P. 123-137. DOI: 10.1108/13632540610664698.
Nisbett R.E., Wilson T.D. 1977. The Halo Effect: Evidence for Unconscious Alteration of Judgments. – Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 35. No. 4. P. 250-256.
Schmidt F.T.C., Kaiser A., Retelsdorf Ja. 2023. Retelsdorf Halo Effects in Grading: an Experimental Approach. – Educational Psychology. Vol. 43. Is. 2-3. P. 246-262. https://doi.org/10.1080/01443410.2023.2194593.
Горак С. 2009. Идеология мира в постсоветском Таджикистане. – Центральная Азия и Кавказ. № 6(66). С. 129-134.
Гуторович О.В. 2020. Герой и героизм: сущность, историческая эволюция, проявление. – Вестник Челябинского государственного университета. Философские науки. Вып. 57. № 8(442). С. 68-78. DOI: 10.47475/1994-2796-2020-10811.
Денисова Т.С. 2017. Герои и антигерои в нигерийской истории. – Герои и антигерои в мировой истории: сборник статей участников всероссийской научной конференции 9 июня 2017 г. (отв. ред. Т.М. Гавристова). Ярославль: Филигрань. С. 40-54.
Крутько И.С., Сморкалова Т.Л., Сюткина Е.Н., Ходырева Е.В. 2017. Роль мифологических героев в процессе социализации и формировании субъективного благополучия. – Человеческий капитал. № 8(104 ). С. 111-114.
Логинов В.Е. 1997. Роль личности в истории: анализ философских концепций. – Метаморфозы истории. С. 197-208.
Маршак А.Л., Рожкова Л.В., Дубина А. Ш. 2024. Гражданственность и патриотизм во взглядах региональной молодежи. – Власть. Т. 32. № 3. С. 239-245.
Мызникова У.В. 2010. Эффект ореола в общественном сознании. – Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. № 3. С. 176-189.
Николаенко С. 2023. Как менялось отношение к легендарным личностям на протяжении истории. Доступ: https://brodude.ru/kak-menyalos-otnoshenie-k-legendarnym (проверено 26.04.2025).
Обидина Ю.С. 2018. Герой и смерть: проблема идентификации личности (на примере гомеровского эпоса). – Вестник Марийского государственного университета. Сер. Исторические науки. Юридические науки. Т. 4. № 1. С. 20-25.
Петросян А.Е. 2021. Эволюция героев армянского эпоса. – Фольклор: структура, типология, семиотика. Т. 4. № 3. С. 97-106. DOI: 10.28995/2658-5294-2021-4-3-97-106.
Субботина М.В. 2021. Негероические герои: два подхода к анализу медийных образов. – Вестник РУДН. Сер. Социология. Т. 21. № 3. С. 623-633.
Юсупов М.М. 2013. Ценностно-функциональные грани согласия в период конфликта. – Конфликтология. № 3. С. 7-20.
Coombs W.T., Holladay Sh.J. 2006. Unpacking the Halo Effect: Reputation and Crisis Management. – Journal of Communication Management. Vol. 10. No. 2. P. 123-137. DOI: 10.1108/13632540610664698.
Nisbett R.E., Wilson T.D. 1977. The Halo Effect: Evidence for Unconscious Alteration of Judgments. – Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 35. No. 4. P. 250-256.
Schmidt F.T.C., Kaiser A., Retelsdorf Ja. 2023. Retelsdorf Halo Effects in Grading: an Experimental Approach. – Educational Psychology. Vol. 43. Is. 2-3. P. 246-262. https://doi.org/10.1080/01443410.2023.2194593.
Статья
Поступила: 21.07.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Юсупов, М. М. (2025). Эффект ореола личности в региональном социокультурном и политическом контексте. Власть, 33(3), 232-241. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/10739
Выпуск
Раздел
ИДЕИ И СМЫСЛЫ

Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.




