Технологии внешнего информационного давления на процесс суверенизации российской системы общего образования

Научная статья
  • Дмитрий Сергеевич Коваленко Московский педагогический государственный университет dmitriykov2002@gmail.com
  • Елена Викторовна Бродовская Московский педагогический государственный университет brodovskaya@inbox.ru
  • Наталья Юрьевна Склярова Московский педагогический государственный университет nu.sklyarova@mpgu.su
  • Дмитрий Дмитриевич Комягин Финансовый университет при Правительстве РФ komyagin_99@mail.ru
Для цитирования
Коваленко Д. С., Бродовская Е. В., Склярова Н. Ю., Комягин Д. Д. Технологии внешнего информационного давления на процесс суверенизации российской системы общего образования // Власть. 2025. Том 33. № 4. С. 67-73.

Аннотация

С 2022 г. в России реализуется комплекс мер, направленных на укрепление суверенности национальной системы общего образования. Однако процесс суверенизации образовательной системы стал мишенью внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия. В статье авторы выделяют применяемые технологии внешнего информационного давления на суверенизацию системы общего образования в России и отмечают, что внешние сетевые акторы используют спектр манипулятивных технологий, которые подобраны в зависимости от целевой группы информационного воздействия. В статье отдельно рассматриваются визуальные технологии манипулятивного характера, такие как мемы, направленные на дискредитацию инструментов формирования суверенной системы образования.
Ключевые слова:
информационное противоборство, внешнее информационное давление, суверенизация системы образования, когнитивное картирование, информационный поток, мемы

Биографии авторов

Дмитрий Сергеевич Коваленко, Московский педагогический государственный университет
специалист Всероссийского научно-методического центра «Философия образования»
Елена Викторовна Бродовская, Московский педагогический государственный университет
доктор политических наук, ведущий специалист Всероссийского научно-методического центра «Философия образования»
Наталья Юрьевна Склярова, Московский педагогический государственный университет
кандидат педагогических наук, первый проректор, директор Всероссийского научно-методического центра «Философия образования»
Дмитрий Дмитриевич Комягин, Финансовый университет при Правительстве РФ
аспирант кафедры политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций

Литература

Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В. 2020. Дискурсы внешнего информационного давления в Крымском и Севастопольском сегментах Рунета: особенности, адресаты, конфликтогенный потенциал. – Политическая наука. № 3. С. 243-265.



Бродовская Е.В., Лукушин В.А. 2024. Масштаб и риски внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия на жителей приграничных с Украиной регионов России в социальных медиа. – Власть. Т. 32. № 1. С. 9-15.



Лайнбаджер П. 2013. Психологическая война. Теория и практика обработки массового сознания. М.: Центрполиграф. 445 с.



Лукушин В.А. 2023. Внешнее информационное давление на российскую молодежь как инструмент глобального противоборства. – Общественные науки и современность. № 3. С. 68-82.



Шомова С.А. 2019. «Война мемов»: новые повороты информационного противостояния. – Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 5(153). С. 250-269.



Harré, R. 2009. Modeling: Gateway to the Unknown. Amsterdam, London: Elsevier. 278 p.



Wetherell M., Potter J. 1998. Discourse and Social Psychology – Silencing Binaries. – Theory & Psychology. Vol. 8. Is. 3. P. 377-388.
Статья

Поступила: 25.09.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Коваленко, Д. С., Бродовская, Е. В., Склярова, Н. Ю., & Комягин, Д. Д. (2025). Технологии внешнего информационного давления на процесс суверенизации российской системы общего образования. Власть, 33(4), 67-73. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/10827
Раздел
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ПРАКТИКИ