Текушая ситуация в российской науке и образовании, влияние санкций на развитие университетов и науки в России
Научная статья
Для цитирования
Симоненков В. С. Текушая ситуация в российской науке и образовании, влияние санкций на развитие университетов и науки в России // Власть. 2025. Том 33. № 4. С. 135-140.
Аннотация
В статье исследуется проблема влияния санкций на национальную систему университетского образования и академической науки России. Актуальность темы обусловлена тем, что санкционное давление Запада распространилось не только на финансово-экономическую сферу, но и на гуманитарные аспекты развития страны, в частности на систему высшего образования. До недавнего времени российское образование развивалось в русле глобализации, а в процессе отказа от этой парадигмы столкнулось с рядом ограничений.
Автор отмечает, что санкции не смогли оказать существенного прямого воздействия на систему университетского образования, однако их влияние на состояние российской науки и образования носит многогранный характер. Для системного представления ситуации в статье применяется методология SWOT-анализа, позволяющая структурировать последствия, возникающие в системе академической науки и высшего образования под воздействием санкций. Проведенный анализ показал, что санкции в отношении национальной системы университетской науки и образования несут в себе отложенные риски и косвенно влияют на социально-экономическую систему, а также на обороноспособность государства.
В статье представлены рекомендации, которые, по мнению автора, должны лечь в основу антисанкционной политики России в сфере образования. В их числе переход к этапу «индустриализации образовательной системы», создание национальной научно-производственной базы для снижения импортозависимости университетского образования от зарубежных технологий; использование потенциала различных институциональных структур для организации межвузовского сотрудничества; переосмысление исторического опыта российской педагогики высшей школы с целью обеспечения реальной суверенизации национальной системы университетского образования.
Ключевые слова:
санкции, университет, наука, образование, воздействие, экономика, обороноспособность, суверенитет
Литература
Видревич М.Б. 2020. Университетская наука России: основные проблемы и пути их решения. – Научные труды Вольного экономического общества России. № 239(1). С. 144-161.
Виньо А., Байков А.А., Калюжнова Е. 2022. Российское высшее образование в условиях санкций: конструктивистский взгляд. – Полис. Политические исследования. № 4. С. 47-62.
Калабекова С.В., Филюшкина Д.В. 2024. Трансформация человеческого капитала в образовательной деятельности в период санкций и контрсанкций. – Казачество. № 74. С. 33-42.
Наливайченко И. В., Павлова Д. В. 2024. Студенческая интеграция в условиях санкций. – Научные высказывания. №7 (54). С. 54-58.
Николаев В.К. 2022. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности. – Высшее образование в России. Т. 31. № 2. С. 149-166.
Смолин О.Н. 2022. Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры. – Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 35. С. 40-58.
Сорокин C.Э. 2022. «Третья миссия» университетов в условиях вызовов санкционной политики. – Вестник Вятского государственного университета. № 4. С. 23-31.
Юдина В.А., Бондаренко В.В., Танина М.А. 2023. Трансформация механизмов международного сотрудничества в системе высшего образования Российской Федерации в условиях геополитической нестабильности. – Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 239. С. 144-162.
Яровая А.Е. 2021. Перспективы развития системы высшего образования после вынужденной изоляции: экспертная оценка. – Вестник Алтайской академии экономики и права. № 8-2. С. 203-212.
Виньо А., Байков А.А., Калюжнова Е. 2022. Российское высшее образование в условиях санкций: конструктивистский взгляд. – Полис. Политические исследования. № 4. С. 47-62.
Калабекова С.В., Филюшкина Д.В. 2024. Трансформация человеческого капитала в образовательной деятельности в период санкций и контрсанкций. – Казачество. № 74. С. 33-42.
Наливайченко И. В., Павлова Д. В. 2024. Студенческая интеграция в условиях санкций. – Научные высказывания. №7 (54). С. 54-58.
Николаев В.К. 2022. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности. – Высшее образование в России. Т. 31. № 2. С. 149-166.
Смолин О.Н. 2022. Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры. – Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 35. С. 40-58.
Сорокин C.Э. 2022. «Третья миссия» университетов в условиях вызовов санкционной политики. – Вестник Вятского государственного университета. № 4. С. 23-31.
Юдина В.А., Бондаренко В.В., Танина М.А. 2023. Трансформация механизмов международного сотрудничества в системе высшего образования Российской Федерации в условиях геополитической нестабильности. – Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 239. С. 144-162.
Яровая А.Е. 2021. Перспективы развития системы высшего образования после вынужденной изоляции: экспертная оценка. – Вестник Алтайской академии экономики и права. № 8-2. С. 203-212.
Статья
Поступила: 15.10.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Симоненков, В. С. (2025). Текушая ситуация в российской науке и образовании, влияние санкций на развитие университетов и науки в России. Власть, 33(4), 135-140. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/10840
Выпуск
Раздел
ОБУСТРОЙСТВО РОССИИ: ВЫЗОВЫ И РИСКИ

Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.




