К вопросу об эпистемологии политического знания в технократическом обществе

Научная статья
  • Александр Игоревич Серавин Санкт-Петербургский государственный университет electoral.politic@gmail.com
    Elibrary Author_id 7136-4463
    ResearchID KIE-5295-2024
Для цитирования
Серавин А. И. К вопросу об эпистемологии политического знания в технократическом обществе // Власть. 2025. Том 33. № 4. С. 164-171.

Аннотация

В статье анализируется дискурс эпистемологии политического знания как основы политического интереса и политического участия гражданина в политическом процессе. В статье на основе анализа теоретико-методологических концептов раскрывается роль политических знаний для институционализации политического участия, выражения политического интереса, принятия гражданином участия в политическом процессе на основе оценки и интерпретации информации. Методологией исследования выступили общесистемный и диалектический метод познания. В статье констатируется важность создания эпистемологических матриц формирования достоверного политического знания, роль современных средств массовой коммуникации в политическом информировании общества, формировании смыслов и политических идей. Данные аспекты позволяют институтам власти принимать взвешенные политические решения с учетом особенностей социальной структуры общества.
Ключевые слова:
политическое знание, эпистемология, политическое участие, политический интерес

Биография автора

Александр Игоревич Серавин, Санкт-Петербургский государственный университет
кандидат политических наук, исследователь

Литература

Булавинова М.П. 2021. Реф. ст.: Sætra H.S. A Shallow Defense of a Technocracy of Artificial Intelligence: Examining the Political Harms of Algorithmic Governance in the Domain of Government. – Technology in Society. 2020. Vol. 62. P. 1-10. – Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8. Науковедение. Реферативный журнал. № 1. С. 46-53.



Евстигнеев Р.А. 2021. Ноократия в XXI веке – утопия или ответ на кризис демократии: предпосылки и перспективы. – Вопросы политологии. Т. 11. № 7(71). С. 2063-2071.



Масланов В.Е. 2023. Социальная эпистемология и вызовы популизма. – Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 74. С. 234-241.



Bennett S.E., Friedman J. 2008. The Irrelevance of Economic Theory to Understanding Economic Ignorance. – Critical Review. Vol. 20. Is. 3. Р. 195-258.



Brennan J. 2017. Gegen Demokratie. Warum wir die Politik nicht den Unvernünftigen überlassen dürfen aus dem Amerikanischen von Stephan Gebauer. Ullstein Verlag. 464 р.



Caplan B. 2007. The Myth of the Rational Voter. Princeton, NJ: Princeton University Press.



Downs A. 1957. An Economic Theory of Democracy. N.Y.: Harper & Row.



Elliott K. 2020. A Family Affair: Populism, Technocracy, and Political Epistemology. – Critical Review. Vol. 32. Is. 1-3. P. 85-102.



Friedman J. 2019a. Populists as Technocrats. – Critical Review. Vol. 31. Is. 3-4. Р. 315-376.



Friedman J. 2019b. Power without Knowledge: A Critique of Technocracy. N.Y.: Oxford University Press.



Gunn P. 2020. Political Epistemology beyond Democratic Theory: Introduction to Symposium on Power without Knowledge. – Critical Review. Vol. 32. Is. 1-3. P. 242-367. DOI: 10.1080/08913811.2020.1889125.



Habermas Jü. 2006. Political Communication in Media Society: Does Democracy Still Enjoy an Epistemic Dimension? The Impact of Normative Theory on Empirical Research. – Communication Theory. Vol. 16 . Is. 4. P. 411-426.



Herzog L. 2023. Citizen Knowledge: Markets, Experts, and the Infrastructure of Democracy. online edn. Oxford Academic.



Heukelom F. 2014. Kahneman and Tversky: Heuristics, Biases, and Prospects for Psychology and Economics. – Behavioral Economics: A History. Historical Perspectives on Modern Economics. Cambridge University Press. P. 96-132.



Knobloch J. Bogner A. 2021. Die Epistemisierung des Politischen: Wie die Macht des Wissens die Demokratie gefährdet. Polit Vierteljahresschr. № 63. S. 133-135. https://doi.org/10.1007/s11615-021-00372-5



Stevens D. 2012. Tone versus Information: Explaining the Impact of Negative Political Advertising. – Journal of Political Marketing. Vol. 11. Is. 4. Р. 322-352.
Статья

Поступила: 15.10.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Серавин, А. И. (2025). К вопросу об эпистемологии политического знания в технократическом обществе. Власть, 33(4), 164-171. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/10844
Раздел
ПОЛИТОЛОГИЯ