Наука как социальный институт: место и трансформация библиотек в системе производства и дистрибуции знания

Научная статья
  • Наталья Алексеевна Михальченкова ФГБУ «Государственная Публичная Научно-техническая библиотека» no@email.com
  • Сергей Николаевич Большаков ФГБУ «Государственная Публичная Научно-техническая библиотека» bolshakov@prlib.ru
Для цитирования
Михальченкова Н. А., Большаков С. Н. Наука как социальный институт: место и трансформация библиотек в системе производства и дистрибуции знания // Власть. 2025. Том 33. № 5. С. 170-183.

Аннотация

Авторы анализируют трансформацию роли библиотек в производстве и распространении научного знания в условиях цифровизации, конкуренции с цифровыми сервисами и смены парадигм открытой науки. Через призму философско-социологических концепций (STS, теория научного поля П. Бурдье, сетевого общества М. Кастельса) выявляются новые функции библиотек как агентов научной коммуникации, кураторов данных и гарантов воспроизводимости исследований. Целями исследования являются выявление компенсаторных механизмов, позволяющих библиотекам сохранять статус ключевых агентов в научном поле, и анализ их адаптации к условиям цифровой детерриториализации науки, кризису воспроизводимости исследований и различиям эпистемических культур в науке. В работе использована многоуровневая методологическая рамка, раскрывающая междисциплинарность подхода STS (Science and Technology Studies), в т.ч. методы социологии научного поля, анализа эпистемических культур, дискурс-анализа нарративов о роли библиотек. В заключении обобщаются результаты исследования, констатируется трансформация функций библиотек, в частности, то, что библиотеки перешли от пассивного хранения к активному участию в научном процессе: управлению исследовательскими данными, поддержке открытого доступа, обеспечению воспроизводимости исследований. Физические пространства библиотек трансформируются в цифровые хабы, сочетающие виртуальные сервисы и когнитивные лаборатории для коллаборации. Существенно повышается роль библиотек в научном поле. Библиотеки легитимируют научный капитал через кураторство ресурсов, цитирование и обеспечение доступа к эксклюзивным данным, они остаются критическими агентами верификации информации в условиях цифрового шума.
Ключевые слова:
библиотеки, экосистема науки, междисциплинарность, научное поле, научный капитал

Биографии авторов

Наталья Алексеевна Михальченкова, ФГБУ «Государственная Публичная Научно-техническая библиотека»
доктор политических наук, кандидат экономических наук, профессор, и.о. генерального директора
Сергей Николаевич Большаков, ФГБУ «Государственная Публичная Научно-техническая библиотека»
доктор политических наук, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник

Литература

Anglada L. 2014.Are libraries sustainable in a world of free, digital and online information? - El profesional de la información. №23(6). Рр. 603-611. Retrieved from http://www.elprofesionaldelainformacion.com/contenidos/2014/nov/07_esp.pdf



Araújo C.A.Á. 2018. Um mapa da Ciência da Informação: história, subáreas e paradigmas. - Convergências em Ciência da Informação. № 1(1). Рр. 45-70. https://seer.ufs.br/index.php/conci/article/view/9341



Becher T., Trowler P. R. 2001. Academic tribes and territories: intellectual enquiry and the culture of disciplines (2nd ed.). Buckingham: The Society for Research into Higher Education & Open University Press.



Borges M. M. 2002. From Alexandria to Xanadu. Coimbra: Quarteto.



Borges M. M. 2006. The sphere: Academic communication and new media. Doctoral Thesis. University of Coimbra, Faculty of Arts, Coimbra.



Borko H. 1968. Information Science: what is it? - American Documentation. №19(1). pp. 3-5. https://www.marilia.unesp.br/Home/Instituicao/Docentes/EdbertoFerneda/k---artigo-01.pdf



Bourdieu P. 1975. La spécificité du champ scientifique et les conditions sociales du progrès de la raison.- Sociologie et sociétés. https://doi.org/10.7202/001089ar . № 7(1). Рр. 91-118.



Bourdieu P. 1983. Pierre Bourdieu: Sociology. (R. Ortiz, Ed.). São Paulo: Ática.



Bourdieu P. 2004. The social uses of science: towards a clinical sociology of the scientific field. São Paulo: UNESP. рр.21-22



Caraça J. 1993. From knowing to doing: why organize science. Lisbon: Gradiva.



Carvalho L. S. 2017. The sociocultural approach to the production of scientific knowledge/ In R. M. Marteleto & R. M. Pimenta (Eds.), Pierre Bourdieu and the social production of culture, knowledge and information. Rio de Janeiro: Garamond. P.206



Castells M. 2001. The Internet galaxy. Oxford: Oxford University Press.



Cronin B. 1984. The citation process: the role and significance of citations in scientific communication. London: Taylor Graham.



Jasanoff S., Markle G. E., Petersen J. C., & Pinch T. (Eds.).1995. Handbook of science and technology studies. Thousand Oaks, California: SAGE.



Knorr-Cetina K. 1999. Communication in science/ In F. Gil (Ed.), Science as it is done. Lisbon: João Sá da Costa. pp. 375-393



Latour B. e Woolgar S.1997. A vida laboratorial: a produção de factos científicos. Rio de Janeiro: Relume Dumará. P.289



Le Coadic Y.-F. 1996. A ciência da informação. Brasília: Briquet de Lemos.



Merton R. K. 1973. A Sociologia da Ciência: Investigações Teóricas e Empíricas. Chicago: The University of Chicago Press.



Nunes J. A. 1995. Ciberespaço, globalização, localização: metamorfoses do espaço e do tempo nos mundos da ciência. Coimbra: Centro de Estudos Sociais.



Pereira J. P. 2016. A ascensão da nova ignorância. - Público. Dezembro 31. p. 44.



Rider F. 1944. The scholar and the future of the research library: a problem and its York: Hadham solution. New York. https://hdl.handle.net/2027/uc1.b4197692



Sayre F., Riegelman A. 2018. The Reproducibility Crisis and Academic Libraries// College & Research Libraries. №79(1). Рр. 2-9. https://doi.org/10.5860/crl.79.1.2



Silva A. M. da, Ribeiro F. 2008. Das «ciências» documentais à ciência da informação: ensaio epistemológico para um novo modelo curricular (2ª ed.). Porto: Afrontamento.



Silva A. M. da, Ribeiro F. 2010. Recursos de informação: serviços e utilizadores. Lisboa: Universidade Aberta.



Wilson L. R. 1933. The Service of Libraries in Promoting Scholarship and Research. - The Library Quarterly: Information, Community, Policy. № 3(2). Рр. 127-145/ http://www.jstor.org/stable/4301964



Ziman J. 2000. Real science: what it is, and what it means. Cambridge, United Kingdom: Cambridge University Press.



Андреева Л.Н. 2015. Библиотека как информационно-образовательный центр вуза. - Вестник Новгородского государственного университета. № 5(88). С. 14-17.



Березкина Н. Ю. 2012. Библиотеки и распространение научных знаний в Беларуси во второй половине XVIII в. - Библиосфера. № 1. С. 40-45.



Сукиасян Э.Р. 2017. Пятидесятилетие Научно-исследовательского центра развития ББК. - Научные и технические библиотеки. № 12. С. 31-51.



Юкляевская А.В. 2024. СМИ как источник информации при создании рекомендательных библиографических ресурсов для развития научного мировоззрения. - Библиосфера. № 2. С. 51-59.
Статья

Поступила: 03.12.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Михальченкова, Н. А., & Большаков, С. Н. (2025). Наука как социальный институт: место и трансформация библиотек в системе производства и дистрибуции знания. Власть, 33(5), 170-183. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/10913
Раздел
ПОЛИТОЛОГИЯ