Мифология как основа коллективного самосознания

Научная статья
  • Николай Андреевич Медушевский Российский государственный гуманитарный университет Lucky5659@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-0475-6713
Для цитирования
Медушевский Н. А. Мифология как основа коллективного самосознания // Власть. 2025. Том 33. № 5. С. 262-272.

Аннотация

Данная статья представляет авторский взгляд на феномен мифа как фактор формирования идентичности этнического сообщества. Миф интерпретируется в русле концепции формирования этнической идентичности как одна из ее основ, отвечающая за передачу информации о происхождении группы (миф о происхождении народа) и происхождении человека как такового через поколения в форме иносказания – определенного кода, состоящего из символов. Таким образом, миф, примордиальный по своей сути, конституирует знание группы о себе, своем происхождении и, в целом, своем прошлом. В то же время миф является объектом конструирования как на этапе создания, так и в рамках передачи от носителя – реципиенту, что обусловливает его историческую трансформацию и в дальнейшем – перерождение или отмирание мифа как утратившего свое символическое содержание в восприятии реципиентов. Форма мифологизации прошлого интерпретируется автором как один из инструментов сохранения исторической памяти, который доминирует в дописьменных культурах, но сохраняет влияние и в развитых обществах. При написании представленной статьи автор опирался на классические работы Мирча Элиаде и Джозефа Кэмпбелла, в которых подробно раскрываются функции мифа и его природа, а также изменение мифологических моделей, происходившее в контексте развития общества и усложнения социального порядка. В заключении статьи автор рассматривает миф за пределами традиционного мировоззрения, стоящего у истоков мифотворчества, и приходит к заключению, что мифологизации подвергаются и сложные идеологические системы, направленные на разрушение этнической идентичности, что ведет к конкуренции мифологических систем, в которой мифы становятся формой аргументации определенной парадигмы общественного порядка.
Ключевые слова:
миф, этническая идентичность, этнос, табу, историческая память, герой, антигерой

Биография автора

Николай Андреевич Медушевский, Российский государственный гуманитарный университет
доктор политических наук, профессор кафедры современного Востока и Африки

Литература

Иванов А.Г., Целыковский А.А. 2017. Современная мифология и идеология как регуляторы общественной жизни. – Вестник ВГУ. Сер. Философия. № 2. С. 33-41.



Медушевский Н.А. 2025а. На стыке примордиализма и конструктивизма: осмысливая понятие «этнос». Часть 1. – Власть. Т. 33. № 1. С. 228-233.



Медушевский Н.А. 2025б. На стыке примордиализма и конструктивизма: осмысливая понятие «этнос». Часть 2. – Власть. Т. 33. № 2. С. 196-208.



Фрейд З. 1997. Тотем и табу. М.: Олимп; АСТ-ЛТД. 446 с.



Элиаде М. 2024. Аспекты мифа. М.: Академический Проект. 235 с.



Bastian A. 1894. Zur mythologie und psychologie der Nigritier in Guinea (einschliesslich des colonial-gebietes Togo) mit bezugnahme auf socialistische elementargedanken. Berlin: D. Reimer (Hoefer & Vohsen). 205 р.



Campbell J. 1969. The Masks of God: Primitive Mythology. N.Y.: Viking Press. 504 p.



Campbell J. 1972. The Hero with a Thousand Faces. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. 416 p.



Campbell J. 1988. Historical Atlas of World Mythology. Vol. 2. The Way of the Seeded Earth. Part 1. The Sacrifice. N.Y.: Van der Marck Editions. 276 p.



Eliade M. 1957. Myths, Dreams, and Mysteries: the Encounter between Contemporary Faiths and Archaic Realities. N.Y.: Harper & Row. 256 р.



Eliade M. 1963. Myth and Reality. N.Y.: Harper & Row. 204 р.



Hyman S.E. 1949. Myth, Ritual, and Nonsense. – The Kenyon Review. Vol. 11. Is. 3. P. 455-475.
Статья

Поступила: 12.12.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Медушевский, Н. А. (2025). Мифология как основа коллективного самосознания. Власть, 33(5), 262-272. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/10926
Раздел
ИДЕИ И СМЫСЛЫ