Роль просветительской деятельности мусульманок в образовательной политике российского государства на рубеже XIX–XX вв.
Научная статья
Для цитирования
Вагапова Ф. Г., Вагапов Р. Н. Роль просветительской деятельности мусульманок в образовательной политике российского государства на рубеже XIX–XX вв. // Власть. 2025. Том 33. № 5. С. 311-318.
Аннотация
Потребности и запросы современного общества требуют объективного изучения многих философских, культурологических, образовательных проблем, имевших различное прочтение на протяжении богатой истории татарского народа. Представляется, что вопросы женского просвещения и воспитания середины XIX – начала XX в. необходимо рассматривать, соотнося с историей культурного, религиозно-реформаторского наследия российских татарских просветителей – джадидистов. История средней женской школы в пореформенной России – это история противоборства правительства и общественных сил, которое на разных этапах освободительного движения имело разную степень накала и, соответственно, различный исход. Наблюдались как положительные, так и негативные тенденции в деятельности царского правительства по открытию русско-татарских школ во второй половине XIX в., школ и училищ для татарских девочек в начале XX в. и по проблеме женского образования и воспитания в целом. Женское движение за новометодное направление в обучении переняло многие положительные черты татарского просветительства.
Ключевые слова:
система образования татар, джадидизм, новометодные школы, культурно-просветительское движение мусульманок России
Литература
Амирханов Р.У. 1992. Некоторые особенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период. – Народное просвещение у татар в дооктябрьский период: сборник статей. Казань: Изд-во Института истории им. Марджани АН РТ. С. 22-60.
Биктимирова Т.А. 2011. Ступени образования до Сорбонны: монография. Казань: Татарское книжное издательство. 168 с.
Вагапова Ф.Г. 2015. Продвижение программ исламской тематики в образовательном процессе ННГУ им. Н.И. Лобачевского: интегрированные коммуникации в свете реформаторских идей Х. Фаизханова и И. Гаспринского. – Ислам в современном мире. Т. 11. № 3. С. 185-198. https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-3-185-198.
Вагапова Ф.Г., Вагапов Р.Н. 2015. Продвижение программ исламской тематики в образовательном процессе ННГУ им. Н.И. Лобачевского: интегрированные коммуникации в свете реформаторских идей Х. Фаизханова и И. Гаспринского. – Реформы образования мусульман Евразии от Хусаина Фаизханова до Исмаила Гаспринского: исторический опыт и современная актуальность: материалы юбилейной Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Фаизхановские чтения». Москва, 12 декабря 2014 г. Часть I. М.: ИД «Медина». С. 94-103.
Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри: сборник к 150-летию со дня рождения. 1976. Казань: Институт языка, литературы и истории. 216 с.
История татар с древнейших времен в семи томах. Т. VI. Формирование татарской нации XIХ – начало XХ в. 2013. Казань: Изд-во Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.
Сперанский А. 1914. Казанские татары (Историко-этнографический очерк). Казань: Центральная типография. 30 с.
Ялалов Ф.Г. 2012. Становление гимназического образования мусульманских народов России на рубеже XIX и XX веков. Доступ: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2283&ysclid=mfcq6praen28192864 (проверено 11.09.2025).
Биктимирова Т.А. 2011. Ступени образования до Сорбонны: монография. Казань: Татарское книжное издательство. 168 с.
Вагапова Ф.Г. 2015. Продвижение программ исламской тематики в образовательном процессе ННГУ им. Н.И. Лобачевского: интегрированные коммуникации в свете реформаторских идей Х. Фаизханова и И. Гаспринского. – Ислам в современном мире. Т. 11. № 3. С. 185-198. https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-3-185-198.
Вагапова Ф.Г., Вагапов Р.Н. 2015. Продвижение программ исламской тематики в образовательном процессе ННГУ им. Н.И. Лобачевского: интегрированные коммуникации в свете реформаторских идей Х. Фаизханова и И. Гаспринского. – Реформы образования мусульман Евразии от Хусаина Фаизханова до Исмаила Гаспринского: исторический опыт и современная актуальность: материалы юбилейной Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Фаизхановские чтения». Москва, 12 декабря 2014 г. Часть I. М.: ИД «Медина». С. 94-103.
Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри: сборник к 150-летию со дня рождения. 1976. Казань: Институт языка, литературы и истории. 216 с.
История татар с древнейших времен в семи томах. Т. VI. Формирование татарской нации XIХ – начало XХ в. 2013. Казань: Изд-во Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.
Сперанский А. 1914. Казанские татары (Историко-этнографический очерк). Казань: Центральная типография. 30 с.
Ялалов Ф.Г. 2012. Становление гимназического образования мусульманских народов России на рубеже XIX и XX веков. Доступ: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2283&ysclid=mfcq6praen28192864 (проверено 11.09.2025).
Статья
Поступила: 12.12.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Вагапова, Ф. Г., & Вагапов, Р. Н. (2025). Роль просветительской деятельности мусульманок в образовательной политике российского государства на рубеже XIX–XX вв. Власть, 33(5), 311-318. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/10934
Выпуск
Раздел
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Представляя в Редакцию рукопись автор выражает согласие со всеми пунктами настоящего лицензионного договора.




