Забайкалье в государственной геополитической стратегии России в 1900-1920-е гг.: смена вектора

  • Лилия Владимировна Кальмина kalminal@gmail.com
  • Анна Максимовна Плеханова plehanova.am@mail.ru
Для цитирования
Кальмина Л. В., Плеханова А. М. Забайкалье в государственной геополитической стратегии России в 1900-1920-е гг.: смена вектора // Власть. 2015. Том 22. № 4. С. 167-171.

Аннотация

Значение геополитического положения Забайкальского региона было осознано Россией еще в XVII в., что выразилось в заключении первого русско-китайского мирного договора. Для укрепления позиций империи при освоении Приамурья в 1851 г. была создана Забайкальская область с центром в Чите. Транссибирская магистраль закрепила за Читой роль административно-территориального и социально-экономического лидера Забайкалья, которую она успешно играла до второго десятилетия ХХ в. Обретение Монголией независимости после Синьхайской революции и стремление России втянуть ее в орбиту своего влияния изменили вектор геополитической стратегии России в Забайкалье. Предполагающееся строительство Кяхтинской железнодорожной ветки через Монголию до Пекина и соединение ее с Транссибом в районе Верхнеудинска выдвинули на передний план Западное Забайкалье, бывшее раньше периферийной территорией, и его административный центр г. Верхнеудинск. В 1920-е гг. в геополитической стратегии Советского государства роль национального автономного советского административно-территориального образования Западного Забайкалья – Бурят-Монгольской АССР – как «плацдарма мировой революции на буддийском Востоке» значительно возросла.
Ключевые слова:
геополитический фактор, административно-экономический центр, географическое положение, экономическое районирование, Бурят-Монгольская автономия

Литература

Артемьев А.Р. 1995. Нерчинск и Нерчинский уезд в геополитике царской России XVII–XVIII вв. – Культурные традиции народов Сибири и Америки: преемственность и экология (горизонты комплексного изучения). Материалы конференции. Чита,



июня – 6 июля 1994 г. Чита: Изд-во ЧГПИ им. Н.Г. Чернышевского. С. 136-137.



Воробьев В.В. 1959. Города южной части Восточной Сибири (историко-географические очерки). Иркутск: Иркутское книжное изд-во, 146 с.



Козьмин Н.Н. 1924. Бурят-Монгольская Республика – Область. Доклад председателя секции по районированию при Госплане БМАССР. Иркутск, 53 с.



Мерцалов В.И. 2008. Геополитический фактор исторического развития Забайкалья и Читы (1841–1895). – Научный вестник Байкальского государственного университета экономики и права, № 3. С. 26-33.



Мерцалов В.И. 2012. Город Чита: возникновение и развитие (1851–1895 гг.). – Вестник Читинского государственного университета, № 5(84). С. 3-10.



Солдатов В. 1912. Железнодорожные поселки по Забайкальской линии. Статистическое описание и материалы по переписи 1910 года. Вып. II. Т. V. Ч. 1. СПб.: тип. АО «Слово», 327 с.



Старцев А.В. 2003. Русская торговля в Монголии (вторая половина XIX – начало XX в.). Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 308 с.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Кальмина, Л. В., & Плеханова, А. М. (2015). Забайкалье в государственной геополитической стратегии России в 1900-1920-е гг.: смена вектора. Власть, 22(4), 167-171. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/2634
Выпуск
Раздел
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ