Таджикистан: социокультурный код эпохи и публичный ислам

  • Лола Назаровна Додхудоева lola.dodkhudoeva@gmail.com
Для цитирования
Додхудоева Л. Н. Таджикистан: социокультурный код эпохи и публичный ислам // Власть. 2015. Том 22. № 9. С. 162-167.

Аннотация

В статье затронута проблема представленности ислама в публичном пространстве Республики Таджикистан - единственной среди стран постсоветской Средней Азии, накопившей уникальный опыт со-бытия секулярно ориентированного государства и полноценно участвующих в социально-политической жизни религиозных конфессий, имеющих длительную историю бытования в регионе (суннизм ханафитского толка и исмаилизм), а также религиозной партии. Партия исламского возрождения Таджикистана получила законодательно закрепленное право участия в работе парламента, издания газет и журналов и проч. в результате мирного урегулирования межтаджикского конфликта 1992-1997 гг. Автор рассматривает композицию мусульманского сообщества страны, новые модели и формы социализации и репрезентации его различных представителей. Особое внимание уделено новому феномену социально-политической жизни республики: появлению мусульманских женщин - активисток исламской партии и исмаилитской общины.
Ключевые слова:
секуляризм, модернизационный проект, шариат, совет улемов, биконфессиональность

Литература

Адиб Халид. 2010. Ислам после коммунизма: Религия и политика в Центральной Азии. М.: Новое литературное обозрение. 304 c.



Додхудoева Л. 2011. Абу Ханифа и его эпоха: социально-политический аспект. – Материалы по социально-политической истории Центральной Азии. VIII – нач. XVI вв. (под ред. А.Т.Турсунова). Душанбе: Принт-мастер. C. 540-541.



Додхудоева Л. 2013. От ислама к секуляризму и обратно в ислам? «Женский вопрос» в мусульманских сообществах в ХХ в. Душанбе: Дониш. 271 с.



Додхудоева Л. 2014. От ислама к секуляризму и обратно в ислам? – «Женский вопрос» на страницах прессы Таджикистана (1930–40 и 2000–10 гг.). Душанбе: Дониш. 340 с.



Кисриев Э.Ф. 2012. Арабские революции в глобализирующемся мире и «новый ислам». – Протестные движения в арабских странах, предпосылки, особенности, перспективы. Материалы круглого стола. М.: URSS. C. 104-110.



Мчедлова М.М. 2012. Современные параметры возвращения религии: ракурсы проблемы. – Вестник института социологии. № 1(107). С. 11-21.



Новейшая история исмаилитов. Преемственность и перемены в мусульманской общине (под ред. Ф. Дафтари, Л. Додхудоевой). 2013. М.: Наталис. 480 с.



ХабермасЮ. 2008. Против «воинствующего атеизма». Постсекулярное» общество – что это такое? О новом европейском порядке. – Русский журнал. 23.07. Доступ:



http://www.russ.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschego-ateizma (проверено: 20.04.2012).



Esposito J.L. 2003. Retreat from the Secular Path. – Turkish Islam and the Secular State: The Gulen Movement (ed. by M.H. Yavuz, J.L.Esposito). – N.Y. Seracuse University Press. P. xiii-xxxiii.



Rinaldo R. 2010. Women and Piety Movements. – The New Blackwell Companion to the Sociology of Religion (ed. by B.S. Turner). Ch. 26. N.Y.: Wiley-Blackwell.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Додхудоева, Л. Н. (2015). Таджикистан: социокультурный код эпохи и публичный ислам. Власть, 22(9), 162-167. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/2811
Выпуск
Раздел
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ