Как преодолеть разрыв между историческим знанием и общественным сознанием? (опыт русской исторической школы)

  • Юрий Альбертович Васильев historymosgy@mail.ru
Для цитирования
Васильев Ю. А. Как преодолеть разрыв между историческим знанием и общественным сознанием? (опыт русской исторической школы) // Власть. 2016. Том 24. № 2. С. 96-100.

Аннотация

В статье освещается опыт русской исторической школы, связанный с преодолением разрыва между историческим знанием и общественным сознанием. В этом контексте рассматриваются просветительские проекты М.В. Ломоносова и Н.М. Карамзина, предложивших способ познания российской истории при помощи средств изобразительного искусства. Автор статьи показал, что реализация живописных проектов Ломоносова и Карамзина способствовала формированию национального самосознания российского общества, а также развитию исторической живописи в России второй половины XVIII – XIX в., становлению национальной школы живописи. Предложенное представителями русской исторической школы изучение российской истории при помощи средств изобразительного искусства, в первую очередь живописных картин, соответствовало духу европейского Просвещения.
Ключевые слова:
историческое знание, общественное сознание, история России, изобразительное искусство, Ломоносов, Карамзин, Просвещение

Литература

Бренева И.В., Ринкон-Поса Э. (1991) «Идеи для живописных картин из Российской истории» Ломоносова и их отражение в русской исторической живописи // Ломоносов: Сборник статей и материалов. Т. 9. СПб.: Наука. 197 с. С. 60-68.



Васильев Ю.А. (2011) Феномен «Ecole Russe»: критика Н.И. Кареева // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 121-127.



Васильев Ю.А. (2012) Феномен «Ecole russe»: историология Н.И. Кареева // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 72-81.



Васильев Ю.А., Васильева М.Ю. (2014) Влияние идей Христиана Вольфа на мировоззрение М.В. Ломоносова // Власть. № 3. С. 121-125.



Лапшин А.О. (2015a) За нами – правда истории // Власть. № 10. С. 237-240.



Лапшин А.О. (2015b) История Великой Победы // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 351-357.



Ломоносов М.В. (1980) Идеи для живописных картин из российской истории // Ломоносов М.В. Избранная проза. М.: Сов. Россия. С. 257-262.



Ломоносов М.В. (1986) Избранные сочинения: в 2 т. Т. 2. История. Филология. Поэзия. М.: Наука. 496 с.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Васильев, Ю. А. (2016). Как преодолеть разрыв между историческим знанием и общественным сознанием? (опыт русской исторической школы). Власть, 24(2), 96-100. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/3783
Раздел
ИДЕИ И СМЫСЛЫ