Германский университет в условиях авторитаризма и тоталитаризма

  • Наталья Алексеевна Михальченкова mehedova@yandex.ru
Для цитирования
Михальченкова Н. А. Германский университет в условиях авторитаризма и тоталитаризма // Власть. 2016. Том 24. № 11. С. 66-73.

Аннотация

Система образования в целом, а также высшее образование как ее подсистема всегда достаточно тесно связаны с общей политической обстановкой в стране, с политической системой и политическим режимом как способом осуществления власти. В статье анализируются взаимоотношения науки, образования и политического режима, выявляется их комплексный и противоречивый характер. Отдельные отрасли и направления в образовании и науке поддерживаются как авторитарными, так и тоталитарными режимами, которые в ряде случаев оказываются способными стимулировать развитие, препятствовать ретроградным тенденциям, излишнему консерватизму и стагнации. В ином контексте их действия приводят к разрушению систем или нанесению им значительного ущерба.
Ключевые слова:
авторитаризм, диктатура, политический режим, поддержка, разрушение, консерватизм, стагнация

Литература

Неборский Е.В. 2014. Развитие системы высшего образования Германии. – Проблемы современного образования. № 5. С. 35-39. Доступ: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-vysshego-obrazovaniya-germanii (проверено 24.10.2016).



Brocke B., vom. 1985. «Scholarship and Militarism»: The Appeal of 93 «to the Civilized World!» and the Collapse of the International Republic of Letters in the First World War. URL: http://germanhistorydocs.ghi-dc.org/docpage.cfm?docpage_id=1725 (проверено 24.10.2016).



Döring H. 1975. Der Weimarer Kreis. Studien zum politischen Bewußtsein verfassungstreuer Hochschullehrer in der Weimarer Republik. Meisenheim.



Erdmann K.D. u. a. 1985. Preußen. Seine Wirkung auf die deutsche Geschichte. Stuttgart. S. 69-75.



Heidegger M. Die Selbstbehauptung der deutschen Universität. URL: http://www.staff.uni-giessen.de/~g31130/PDF/polphil/Heidegger.pdf (проверено 24.10.2016).



Jaspers K. 1961. Die Idee der Universität. URL: http://www.zeit.de/1961/30/die-idee-der-universitaet (проверено 24.10.2016).



Lammel H.-J. 1986. Arbeiter und Bauern auf die Hochschulen! Zur Entwicklung des Arbeiter- und Bauernstudiums in der Anfangsphase der antifaschistisch-demokratischen Erneuerung des Hochschulwesens. – Das Hochschulwesen. № 34. S. 317-324.



Miethe I. «Die Universität dem Volke!» Entwicklungsphasen der Arbeiter-und-Bauern-Fakultäten (ABF) der DDR. URL: http://www.die-bonn.de/doks/miethe0301.pdf (проверено 24.10.2016).



Paletschek, S. 2006. Die deutsche Universität im und nach dem Krieg. Die Wiederentdeckung des Abendlandes. Доступ: https://www.freidok.uni-freiburg.de/fedora/objects/freidok:4655/datastreams/FILE1/content (проверено 24.10.2016).



Sieg U., Korsch D. 2005. Humboldts Erbe. Eine Einleitung. – Die Idee der Universität heute. München. K.G. Saur. S. 9-25.



Spenkuch H. 2010. Die Politik des Kultusministeriums gegenüber den Wissenschaften und den Hochschulen (W. Neugebeuer, Hrsg.) – Preußen als Kulturstaat. Berlin: Akademie Verlag.



Uhlig R. 1993. Zur Vertreibung der Kieler Wissenschaftler von der Christian-Albrechts-Universität nach 1933. – Zeitschrift der Gesellschaft für Schleswig-Holsteinische Geschichte. № 118. S. 211-240.



Vereeck L. 2001. Das deutsche Wissenschaftswunder. Eine ökonomische Analyse des Systems Althoff (1882–1907). Berlin: Duncker & Humblot.



Wissenschaftsgeschichte und Wissenschaftspolitik im Industriezeitalter. Das «System Althoff» in historischer Perspektive (B. Brocke, vom, Hrsg.). 1991. Hildesheim: Lax Verlag. 617 s.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Михальченкова, Н. А. (2016). Германский университет в условиях авторитаризма и тоталитаризма. Власть, 24(11), 66-73. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/4728
Раздел
ЭКСПЕРТИЗА