Кяхта в 1840–1930-х гг.: блеск и нищета «окна в Китай»

  • Лилия Владимировна Кальмина kalminal@gmail.com
  • Анна Максимовна Плеханова plehanova.am@mail.ru
Для цитирования
Кальмина Л. В., Плеханова А. М. Кяхта в 1840–1930-х гг.: блеск и нищета «окна в Китай» // Власть. 2019. Том 27. № 2. С. 240-245. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i2.6358

Аннотация

В статье прослеживается вековая история Кяхты – торгового города на российско-китайской/монгольской границе. Будучи в первой половине XIX в. единственным пунктом русской торговли с Китаем – «окном в Китай», Кяхта начала сдавать свои позиции после открытия морского пути доставки чая. Проведение Транссибирской магистрали окончательно «убило» город как признанный центр чайной торговли. Надежды на возрождение Кяхты связывались со строительством Кяхтинской железнодорожной ветки, которую планировалось протянуть через Монголию до Урги, соединив с Транссибирской магистралью. Однако строительство ветки (уже при советской власти) не вернуло Кяхте былую славу.
Ключевые слова:
Кяхта, чайная торговля, Транссибирская магистраль, Кяхтинская железнодорожная ветка

Литература

Горелов Ю.П., Ростов Н.Д., Еремин И.А. 2015. Вклад Сибири в обеспечение российской армии продовольствием в годы Первой мировой войны. – Известия Лаборатории древних технологий. № 4(17). С. 90-96.



Дружинина А.В. 2005. Развитие торговли уездных, безуездных городов Иркутской губернии и Забайкальской области в конце ХIХ – начале ХХ вв. – Сибирский город XVIII – начала ХХ веков. Вып. V. Иркутск. С. 77-89.



Евдокимова С.В. 2003. Город завидной судьбы (к 275-летию г. Кяхты). – Вестник Бурятского университета. История. Сер. 4. Вып. 6. С. 115-126.



Кальмина Л.В., Плеханова А.М. 2016. Забайкальские города в торговом пространстве трансграничья (1880–1920-е гг.). – Власть. № 7. С. 193-198.



Корсак А. 1857. Историко-статистическое обозрение торговых сношений России с Китаем. Казань: Изд. книгопродавца Ивана Дубровина. 445 с.



Курас Л.В., Кальмина Л.В., Михалев А.В. 2018. Капитаны российской восточной политики: рубеж XIX – ХХ вв. Иркутск: Оттиск. 112 с.



Рабинович Г.Х. 1975. Крупная буржуазия и монополистический капитал в экономике Сибири конца ХIХ – начала ХХ вв. Томск: Изд-во Томского университета. 325 с.



Солдатов В. 1912. Железнодорожные поселки по Забайкальской линии. Статистическое описание и материалы по переписи 1910 года. Вып. II. СПб: Тип. АО «Слово». Т. V, ч. 1. 327 с.



Старцев А.В. 2003. Русская торговля в Монголии (вторая половина XIX – начало ХХ в.). Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета. 308 с.



Старцев А.В. 2005. Кяхта и ее роль в русско-монгольской торговле второй половины XIX – начала ХХ в. – Проблемы социально-экономического и культурного развития Сибири XVII – ХХ вв.: сборник научных трудов (под ред. М.В. Шиловского). Новосибирск: Изд-во РИПЭЛ. С. 128-136.



Тагаров Ж.З. 2016. Торговые отношения России и Монголии в XVII –начале ХХ века. – Концептуальные вопросы российско-монгольских отношений в первой половине ХХ века. Улан-Батор; Иркутск: Изд-во БГУ. Кн. 7. Ч. 1. С. 105-108.



Третьяков В.Г., Поздняков В.В. 2010. Из истории сдачи в эксплуатацию железнодорожного участка Улан-Удэ – Наушки. – Иркутский историко-экономический ежегодник. 2010. Иркутск: Изд-во БГУЭП. С. 379-383.



Курас Л.В., Цыбенов Б.Д. 2018. Кяхта в XX – начале XXI в.: история, современность, перспективы. – Республике Бурятия – 95 лет: сборник научных статей (науч. ред. Б.В. Базаров). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. С. 81-84.



Хохлов А.Н. 1989. Кяхта и кяхтинская торговля (20-е годы ХVIII в. – середина ХIХ в. – Бурятия ХVII – начала ХХ в. Экономика и социально-культурные процессы: сборник научных трудов. Новосибирск: Наука. С. 15-50.



Юсупова Т.И. 2017. Путешествие как образ жизни: исследователь Центральной Азии П.К. Козлов. СПб: Нестор-История. 164 с.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Кальмина, Л. В., & Плеханова, А. М. (2019). Кяхта в 1840–1930-х гг.: блеск и нищета «окна в Китай». Власть, 27(2), 240-245. https://doi.org/10.31171/vlast.v27i2.6358
Раздел
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ