Экспертные подходы к исследованию социальных сетей в Интернете на постсоветском пространстве (на примере Молдовы)

  • Валерий Леонидович Абрамов Финансовый университет при Правительстве РФ valabr@yandex.ru
    elibrary Author_id 697655
  • Владимир Николаевич Живалов Всероссийская академия внешней торговли vzhivalov@vavt.ru
  • Виктория Сергеевна Иванченко Всероссийская академия внешней торговли viktoriia.ivanchenko@gmail.com
  • Елена Константиновна Переход Всероссийская академия внешней торговли eperekhod@vavt.ru
  • Екатерина Сергеевна Чимирис Всероссийская академия внешней торговли Chimiris@gmail.com
    elibrary Author_id 508618
  • Дмитрий Константинович Чистилин Всероссийская академия внешней торговли chistilin@vavt.ru
Для цитирования
Абрамов В. Л., Живалов В. Н., Иванченко В. С., Переход Е. К., Чимирис Е. С., Чистилин Д. К. Экспертные подходы к исследованию социальных сетей в Интернете на постсоветском пространстве (на примере Молдовы) // Власть. 2020. Том 28. № 6. С. 93-102. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v28i6.7732

Аннотация

Влияние социальных сетей в современном мире сложно переоценить. Они стали полноценным каналом политической коммуникации и формирования общественного мнения. В случае применения специальных методов анализа материалы социальных сетей открывают большие возможности для прогнозирования и формирования коллективного поведения населения. Гипотеза авторов заключается в том, что граждане прозападно ориентированных стран постсоветского пространства чаще выбирают Facebook в качестве основной площадки для общения в сети Интернет, тогда как русскоязычные сети ВКонтакте и Одноклассники являются для них менее привлекательными и рассматриваются в качестве опасных платформ продвижения «российской пропаганды». В данной статье авторы ставят перед собой задачу сделать обзор исследований и подходов к анализу социальных сетей на постсоветском пространстве. Авторы дают выборочный обзор статистики по использованию разных (избранных) социальных сетей в странах ближайшего зарубежья. На материале конкретного исследования показано, как происходит частичное искажение данных и выводов относительно использования социальных сетей на постсоветском пространстве.
Ключевые слова:
социальные сети; общественное мнение; пропаганда; постсоветское пространство; Россия

Биографии авторов

Валерий Леонидович Абрамов, Финансовый университет при Правительстве РФ
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра социально-политических исследований Института развития интеграционных процессов Всероссийской академии внешней торговли; главный научный сотрудник ​Института исследований международных экономических отношений
Владимир Николаевич Живалов, Всероссийская академия внешней торговли
доктор экономических наук, член РАЕН; аналитик Центра социально-политических исследований Института развития интеграционных процессов; профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Виктория Сергеевна Иванченко, Всероссийская академия внешней торговли
аналитик Центра социально-политических исследований Института развития интеграционных процессов 
Елена Константиновна Переход, Всероссийская академия внешней торговли
аналитик Центра социально-политических исследований Института развития интеграционных процессов
Екатерина Сергеевна Чимирис, Всероссийская академия внешней торговли
кандидат политических наук, аналитик 1-й категории Центра социально-политических исследований Института развития интеграционных процессов; доцент департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ
Дмитрий Константинович Чистилин, Всероссийская академия внешней торговли
кандидат экономических наук, академик РАЕН; руководитель Центра социально-политических исследований Института развития интеграционных процессов

Литература

Абрамов В.Л. 2019. Внешние политики государств – членов ЕАЭС с «малой экономикой» в условиях геополитической напряженности. – Этносоциум и межнациональная культура. № 10(136). С. 9-18.



Азаров А.А., Бродовская Е.В., Дмитриева О.В., Домбровская А.Ю., Фильченков А.А. 2014. Стратегии формирования установок протестного поведения в сети Интернет: опыт применения киберметрического анализа (на примере Евромайдана, ноябрь 2013 г.). Ч. I. – Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 2. С. 63-78.



Козырева А.А. 2015. Почему социальные сети являются инструментом политической власти? – Вестник Кемеровского государственного университета. № 2-2(62). С. 56-59.



Радина Н.К. 2016. Интент-анализ онлайн-дискуссий (на примере комментирования материалов интернет-портала ИноСМИ.ru) – Медиаскоп. Вып. 4. Доступ: http://www.mediascope.ru/2238 (проверено 09.11.2020).



Российская пропаганда на сайте Одноклассники. Случай Республики Молдова. 2018. 68 с. Кишинев: Институт общественных политик. Доступ: http://ipp.md/wp-content/uploads/2018/02/Odnoklassniki_ru.pdf (проверено 11.11.2020).



Свиркин М.В., Карелин В.В., Буре В.М., Екимов А.В. 2016. Имитационное моделирование социальной сети с двумя лидерами. – Вестник СПбГУ. Сер. 10. Прикладная математика. Вып. 1. С. 93-98.



Сергеев В.М., Кузьмин А.С., Нечаев В.Д., Алексеенкова Е.С. 2007. Доверие и пространственное взаимодействие социальных сетей. – Полис. Политические исследования. № 2. С. 8-17.



Черемисова И.В. 2016. Контент-анализ страниц активных пользователей социальной сети «ВКонтакте». – Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 11. Естественные науки. № 2(16). С. 74-79.



Чимирис Е.С. 2007. Фактор языковой идентичности в украинской политике. – Космополис. № 2. С. 39-54.



Coker Ch. 2008. War, Memes and Memeplexes. – International Affairs. Vol. 84. No. 5. P. 903-914.



Dombrowski P., Reich S. 2018. Beyond the Tweets: President Trump's Continuity in Military Operations. – Strategic Studies Quarterly. Vol. 12. No. 2. P. 56-81.



Hafner-Burton E.M., Kahler M., Montgomery A.H. 2009. Network Analysis for International Relations. – International Organization. Vol. 63. No. 3. P. 559-592.



Sharma U., Kandwal S., Khatri S.K. 2018. A Link Prediction in Social Networks: A Fuzzy Cognitive Map Approach. – Ambient Communications and Computer Systems. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 696. Springer, Singapore. P. 463-473.



Susser A. 2012. The ‘Arab Spring’: Competing Analytical Paradigms. – Bustan: The Middle East Book Review. Vol. 3. No. 2. P. 109-130.



Triana H.W., Wirman E.P., Kustati M., Refinaldi R. 2020. Social Practice on Facebook: Critical Discourse Analysis in the Process of Text Production. – Studies in English Language and Education. Vol. 7. No. 1. P. 1-21.



Wellman B. 1983. Network Analysis: Some Basic Principles. – Sociological Theory. Vol. 1. P. 155-200.
Статья

Поступила: 22.12.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Абрамов, В. Л., Живалов, В. Н., Иванченко, В. С., Переход, Е. К., Чимирис, Е. С., & Чистилин, Д. К. (2020). Экспертные подходы к исследованию социальных сетей в Интернете на постсоветском пространстве (на примере Молдовы). Власть, 28(6), 93-102. https://doi.org/10.31171/vlast.v28i6.7732
Раздел
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО