Скулшутинг в России: что имеет значение?

Научная статья
  • Анна Юрьевна Карпова Национальный исследовательский Томский политехнический университет belts@tpu.ru
    Elibrary Author_id 19257872
  • Наталия Геннадьевна Максимова Национальный исследовательский Томский политехнический университет nata8720@tpu.ru
Для цитирования
Карпова А. Ю., Максимова Н. Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. 2021. Том 29. № 1. С. 93-108. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v29i1.7920

Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования скулшутинга в России с применением метода case study; триангуляции данных из различных источников информации; прототипов, разработанных междисциплинарной проектной группой ТПУ для интеллектуального анализа данных социальных сетей. На основе сформулированной в обобщенном виде категории скулшутинга и существующей в России правоприменительной практики сформирована выборка исследования, включающая 23 случая. Все случаи маркированы по трем типам (исходя из зарубежной практики типологии одиночек): скулшутер, массовый убийца, террорист. 19 случаев однозначно определены как скулшутинг. Выявлены типы подражания и разработана схема взаимосвязей; обозначены значимые признаки; проведен анализ динамики случаев; представлены примеры предупреждающих знаков, которые скулшутеры оставляют в Интернете; обозначены основные и дополнительные мотивы скулшутеров; представлены результаты изучения социальных связей скулшутеров в онлайн-среде.
Ключевые слова:
скулшутер; школьный стрелок; массовый убийца; преступник-подражатель; Колумбайн; молодежь; радикализация; экстремизм; терроризм

Биографии авторов

Анна Юрьевна Карпова, Национальный исследовательский Томский политехнический университет
доктор социологических наук, профессор школы базовой инженерной подготовки
Наталия Геннадьевна Максимова, Национальный исследовательский Томский политехнический университет
старший преподаватель школы инженерного предпринимательства

Литература

Карпова А.Ю. 2019. Механизмы индивидуальной радикализации в процессе самоорганизации молодежи. – Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики (под ред. С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской). М.: Издательство «Экон-информ». С. 69-81.



Карпова А.Ю., Савельев А.О., Вильнин А.Д., Чайковский Д.В. 2020. Изучение процесса онлайн радикализации молодежи в социальных медиа (междисциплинарный подход). – Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 3(157). С. 159-181.



Карпова А.Ю., Чайковский Д.В. 2019. «Пост-Колумбайн эффект»: стохастический терроризм. – Вестник Национального антитеррористического комитета. № 2(22). С. 45-53.



Danzell O.E., Montañez L.M. M. 2016. Understanding the Lone Wolf Terror Phenomena: Assessing Current Profiles. – Behavioral Sciences of Terrorism & Political Aggression. Vol. 8. No. 2. P. 135-159.



Hofmann D.C. 2018. How «Alone» are Lone-Actors? Exploring the Ideological, Signaling, and Support Networks of Lone-Actor Terrorists. – Studies in Conflict & Terrorism. Vol. 43. No. 7.



Holt Th.J., Freilich J.D., Chermak S.M. 2020. Examining the Online Expression of Ideology among Far-Right Extremist Forum Users. – Terrorism and Political Violence. doi: 10.1080/09546553.2019.1701446.



Kostinsky S., Bixler E., Kettl P. 2001. Threats of School Violence in Pennsylvania after Media Coverage of the Columbine High School Massacre. Examining the Role of Imitation. – Archives of Pediatric and Adolescent Medicine. Vol. 155. No. 9. Р. 994-1001.



Langman P. 2009. Why Kids Kill: Inside the Minds of School Shooters. N.Y.: Palgrave Macmillan. 256 p.



Langman P. 2015. School Shooters: Understanding High School, College, and Adult Perpetrators. Rowan & Littlefield, January. 298 p.



Langman P. 2018. Different Types of Role Model Influence and Fame Seeking Among Mass Killers and Copycat Offenders. – American Behavioral Scientist. Vol. 62. No. 2. P. 210-228.



Malthaner S., Lindekilde L. 2017. Analyzing Pathways of Lone-actor Radicalization: A Relational Approach. – Constructions of Terrorism. Los Angeles: University of California Press. P. 163-180.



Schuurman B., Lindekilde L., Malthaner S., O'Connor F., Gill P., Bouhana N. 2019. End of the Lone Wolf: The Typology that Should Not Have Been. – Studies in Conflict & Terrorism. Vol. 42. No. 8. P. 771-778.



Towers S., Gomez-Lievano A., Khan M, Mubayi A., Castillo-Chavez C. 2015. Contagion in Mass Killings and School Shootings. – PLoS ONE. Vol. 10. No. 7.



Wikström P.-O.H., Bouhana N. 2017. Analyzing Radicalization and Terrorism: A Situational Action Theory. – The Handbook of the Criminology of Terrorism (ed. by G. LaFree, J.D. Freilich). Wiley-Blackwell. P. 175-186.
Статья

Поступила: 26.03.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Карпова, А. Ю., & Максимова, Н. Г. (2021). Скулшутинг в России: что имеет значение?. Власть, 29(1), 93-108. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i1.7920
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ