Ценности российской молодежи как элемент политической культуры общества

Научная статья
  • Сергей Викторович Расторгуев Финансовый университет при Правительстве РФ SRastorguev@fa.ru
    elibrary Author_id 419055
Для цитирования
Расторгуев С. В. Ценности российской молодежи как элемент политической культуры общества // Власть. 2022. Том 30. № 4. С. 105-110. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v30i4.9134

Аннотация

В статье представлен анализ ценностей и ориентаций современной российской молодежи в контексте классических политических теорий. Установлено, что большинство молодых россиян можно охарактеризовать как представителей неопарохиальной политической культуры. Представители подданнической политической культуры доминируют над представителями гражданской культуры. Социальные медиа стирают четкие границы между различными типами культуры, создаются гибридные формы политической культуры. Наибольшим доверием молодежи пользуются институты президентства, волонтерства, армии, а институты гражданского общества не вызывают значительного доверия. Предпочтение демократии сочетается с предпочтением сильного национального лидера. Большая часть представителей поколения Z не идентифицирует себя с западной культурой. Подтверждается концепция С. Хантингтона о разорванном характере российской цивилизации. Можно констатировать доминирование материалистических ценностей над постматериалистическими. Социально-экономические условия и доминирующие культурные установки России не способствуют поколенческому сдвигу в сторону постматериалистических ценностей. Молодые россияне испытывают влияние «мягкой силы» зарубежных стран, но это не меняет отношение абсолютного большинства молодежи к данным странам как к чужим.
Ключевые слова:
политические ценности; молодежь; политическая культура; «мягкая сила»; цивилизация; культурная идентичность

Биография автора

Сергей Викторович Расторгуев, Финансовый университет при Правительстве РФ
доктор политических наук; профессор департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций

Литература

Алмонд Г., Верба С. 2014. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах (пер. с англ. Е. Генделя). М.: Мысль. 499 с.



Гудков Л., Зоркая Н., Кочергина Е., Пипия К., Рысина А. 2020. Российское поколение Z: установки и ценности 2019–2020. Фонд им. Фридриха Эберта. 148 с. Доступ: https://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16135.pdf (проверено 03.07.2022).



Демократизация (под ред. К.В. Харпфера, П. Бернхагена, Р.Ф. Инглхарта, К. Вельцеля; пер. с англ. М.Г. Миронюка). 2015. М.: ИД ВШЭ. 708 с.



Евгеньева  Т.В., Селезнева  А.В., Антонов   Д.Е. 2021. Политическая культура российской студенческой молодежи: ценностные, образно-символические и поведенческие аспекты. – Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. № 11(2). C. 63-71.



Инглхарт Р. 2018. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир (пер. с англ. С.Л. Лопатиной). М.: Мысль. 347 с.



Най Дж.С. 2006. Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике (пер. с англ. В.И. Супруна). Новосибирск; М.: Фонд социо-прогностических исследований «Тренды». 221 с.



Попов Н.П. 2019. Сравнительный анализ социально-политических взглядов российской и аме­риканской молодежи. – Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 1. С. 126-152.



Сперкач А.И. 2021. Цивилизационные основания межэлитного взаимодействия в современной России. – Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. № 11(3). С. 47-54.



Титов В.В. 2021. Ценностные ориентации и социальное самочувствие молодежи как фактор трансформации национально-государственной идентичности в России. – Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. № 11(3). С. 27-32.



Хантингтон С. 2017. Столкновение цивилизаций (пер. с англ. Т. Велимеева). М.: АСТ. 571 с.



Bogardus E.S. 1933. A Social Distance Scale. – Sociology and Social Research. No. 17. P. 265-271.
Статья

Поступила: 29.08.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Расторгуев, С. В. (2022). Ценности российской молодежи как элемент политической культуры общества. Власть, 30(4), 105-110. https://doi.org/10.31171/vlast.v30i4.9134
Раздел
ПОЛИТОЛОГИЯ