Проблема идентичности информатизированного человека с точки зрения интертекстуализма

  • Александр Александрович Пылькин ГИ СПбПУ Петра Великого apylkin@yandex.ru
  • Нина Александровна Соколова ГИ СПбПУ Петра Великого alonsa@inbox.ru
Для цитирования
Пылькин А. А., Соколова Н. А. Проблема идентичности информатизированного человека с точки зрения интертекстуализма // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Том 15. № 4. С. 117-122. DOI: https://doi.org/10.19181/1999-9836-2019-10087

Аннотация

Объект исследования. Идентичность информатизированного человека. Предмет исследования. Коммуникативная идентичность в коммуникативной среде, развёртывающейся на принципах интертекстуальности. Цель. Показать невозможность коммуникативной идентичности в условиях тотальной информатизации общественного бытия согласно принципам интертекстуальности. Основные положения статьи. Стремительное развитие и распространение информационных технологий привело к кардинальным изменениям общественного бытия человека. Идентичность человека как существа, вступающего во взаимодействие с себе подобными, оказалась под вопросом. В качестве наиболее выдающихся параметров информатизированного общества выступают гиперинформированность, атомизация и редуцированный характер взаимодействия. В связи с этим, идентичность информатизированного человека рассматривается с точки зрения постструктуралистской концепции интертекстуальности. Последняя выступает своего рода идеологией информатизированного общества.  В ХХ в. сознание, со времён Декарта выступавшее основным идентификатором западноевропейского индивида, становится языковым сознанием. Семиотика показала, что субъект это лишь фиксированное место в системе языка. В 60-е годы ХХ в. постструктуралисты снимают эту фиксацию. Они демонстрируют, что на самом деле язык – не закрытая, а открытая система: постоянно пишущийся текст. С точки зрения постструктуралистской концепции интертексутальности человек лишь подвижный фрагмент непрерывно воспроизводящегося гипертекста. Причём текст, являясь овеществлённой в системах телекоммуникаций средой общения, маркирует отчуждение индивида и имеет явно фетишистский характер. Встреча языкового сознания с языковым фактом на самом деле обнаруживает диалогическую природу смысла. Смысл любого текстуального объекта определяется как функция взаимодействия с прошлыми, настоящими и будущими текстовыми смыслоблоками, представителем которых является взаимодействующее с этим объектом сознание. Акт коммуникации втягивает субъекта в процесс диалогического становления, в котором смысловое единство оказывается рассеянным. В таких условиях сообщение как основа коммуникации и идентичности оказывается проблематичным. Даже в творческом акте, направленном на оформление сообщения, не удаётся преодолеть выразительный зазор между отчуждённым, атомизированным индивидом и автономной информационной средой. Коммуникация в информационном обществе сведётся к бессодержательному сообщению «смотрите – я существую», которое останется без ответа.
Ключевые слова:
информатизированный человек, идентичность, интертекстуальность, коммуникативная среда, фетишизм, идеология, сообщение

Биографии авторов

Александр Александрович Пылькин, ГИ СПбПУ Петра Великого
кандидат философских наук, доцент Кафедры общественных наук ГИ СПбПУ Петра Великого
Нина Александровна Соколова, ГИ СПбПУ Петра Великого
кандидат философских наук, доцент Кафедры общественных наук ГИ СПбПУ Петра Великого

Литература

Барт Р. От произведения к тексту // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.,1989. 616 с.



Вирильо П. Машина зрения. СПб.,2004. 140 с.



Все 6 самых известных акций художника Петра Павленского / Мир путешествий: электронный журнал, 2016. Режим доступа к рес. URL:



http://mirputeshestvij.ru/interesno/vse-6-samyh-izvestnyh-akcii-hydojnika-petra-pavlenskogo/ (Дата обращения: 06.08.2019).



Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.,1988. 704 с.



Гройс Б. О новом // Утопия и обмен. М.,1993. 374 с.



Гумбрехт Х.У. Производство присутстия: чего не может передать значение. М.,2006. 184 с.



Дебор Г. Общество спектакля. М.,2000. 184 с.



Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.,СПб., 1998. 288 с.



Деррида Ж. О грамматологии. М.,2000. 511 с.



Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000. 432 с.



Емелин В. А. Идентичность в информационном обществе. Монография. М., 2018. 360 с.



Итоги федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (обновлено 29.03.2019) / Федеральная служба государственной статистики, 2018. Режим доступа к рес. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html (Дата обращения: 06.08.2019).



Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 608с.



Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М.,2004. 656 с.



Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М., 2014. 384с.



Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9-ти т. Т. 7. М., 1987. 811 с.



Маклюен Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003. 464 с.



Пылькин А.А. Экология смысла. Монография. СПб.,2008. 156 с.



Пылькин А.А. Критика актуальных концепций языкового сознания // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 4(136)2011. СПб.,2011. С.243-249.



Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.,2004. 544 с.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Пылькин, А. А., & Соколова, Н. А. (2019). Проблема идентичности информатизированного человека с точки зрения интертекстуализма. Уровень жизни населения регионов России, 15(4), 117-122. https://doi.org/10.19181/1999-9836-2019-10087