Рыночная трансформация образования и качество народонаселения

  • Ольга Аркадьевна Александрова ИСЭПН ФНИСЦ РАН; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация a762rab@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-9243-9242
    elibrary Author_id 257224
    ResearchID В-1306-2017
Для цитирования
Александрова О. А. Рыночная трансформация образования и качество народонаселения // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Том 17. № 2. С. 167-177. DOI: https://doi.org/10.19181/lsprr.2021.17.2.1

Аннотация

В статье анализируется влияние, которое перманентные реформы образования оказывают на качество народонаселения, его образовательный потенциал. Основные нововведения и их последствия анализируются последовательно на каждой из ступеней системы образования: дошкольной, школьной, в системе профессионально-технического и высшего образования, а также на уровне подготовки научно-педагогических кадров. В основу анализа положены многочисленные эмпирические исследования сферы образования, реализованные при участии автора в последние два десятилетия. Показано, что на всех ступенях российской системы образования его доступность снижается, а качество, если в отдельных случаях и сохраняется относительно неплохим, то, скорее, вопреки, а не благодаря созданным условиям. Сделан вывод о том, что отсутствие положительных результатов связано с возобладавшим в постсоветской России рыночным фундаментализмом, рассматривающим сферу образования как предназначенную для извлечения прибыли сервисную отрасль, а также со спецификой сложившейся экономической модели, в рамках которой преимущественное развитие получили не высокотехнологичные отрасли, заинтересованные в развитии образования и науки, а слабо востребующие инновации сырьевые и торгово-посреднические сектора экономики. Преодоление негативных тенденций требует принципиального пересмотра отношения к образованию – восприятия его не как «услуги», а как института развития. Такое понимание роли и функций образования должно привести к пересмотру подходов к его финансированию, нормированию и оплате труда работников образования, а также к ревизии образовательного законодательства с целью устранения норм, стимулирующих коммерческие отношения и, тем самым, ведущих к снижению доступности образования. Кроме того, необходимо создание условий для развития востребующих квалифицированные кадры высокотехнологичных отраслей
Ключевые слова:
реформы образования, рыночные отношения, народонаселение, доступность, качество, дошкольное образование, средняя школа, профессионально-техническое образование, высшее образование

Биография автора

Ольга Аркадьевна Александрова, ИСЭПН ФНИСЦ РАН; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе, ИСЭПН ФНИСЦ РАН; профессор департамента социологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Литература

1. Александрова О.А., Ненахова Ю.С., Ярашева А.В. Возможности стратегического планирования трудового потенциала в легкой, пищевой промышленности и АПК // Народонаселение. 2017. №1. С. 35–45.

2. Болдышева Н.О. К вопросу о стимулировании труда учителей в условиях реформы образования в России // Экономика и управление: проблемы и решения. 2017. Т.2. №1. С. 95–99.

3. Ильинский И.М. Образовательная революция. М.: Издательство Московской гуманитарно-социальной академии, 2002. 594 с. ISBN 5-85085-757-5

4. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. От великой победы до краха. Харьков, Издательство: Книжный клуб, 2007. ISBN: 978-5-9910-0182-3

5. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник РАН. 2003. Т.73. №5. С. 450–456.

6. Народонаселение современной России: воспроизводство и развитие / под ред. проф. Локосова В.В. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2015. 411 с. ISBN 978-5-9906832-3-5

7. Ненахова Ю.С. Трудовой потенциал инвалидов: проблемы реализации // Народонаселение. 2018. Т.21. №3. С.96-108.

8. Общее образование: мониторинг эффективности // под науч. ред. Е.М. Авраамовой, Г.С.Токаревой. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. 470 с. ISBN 978-5-7749-0980-3.

9. Овсянников А.А. Система образования в России и образование России // Мир России. 1999. N3. С. 73–132.

10. Смолин О.Н. Экономический рост и образовательная политика: технологии и идеология // Экономическое возрождение России. 2019. №1 (59). С. 29–40. 11. Смолин О.Н. Российское образовательное законодательство. Философско-методологические и социально-правовые проблемы. Ч.1 // Философские науки. 2016. № 1. С. 9–20.

12. Соболева И.В. Справедливость и эффективность в сфере образования: есть ли дилемма? // Альтернативы коммерциализации и бюрократизации образования, науки и культуры/ под ред. Н.Г. Яковлевой. М.: Культурная революция. 422 с.

13. Таганрогские исследования: полвека спустя: Коллективная монография / Под науч. ред. чл. корр. РАН, проф. Н.М. Римашевской и проф. В.В. Локосова. М.: Экономическое образование, 2017. 288 с. ISBN: 978-5-7425-0185-5.

14. Эволюция нормативной базы социальных реформ / науч. ред. – Е.М. Авраамова. М.: ИСЭПН РАН, 2011. 244 с. ISBN 978-5-903198-24-5.

15. Яковлева Н.Г. Некоторые вопросы трансформации сферы образования и рынка труда, и их государственного регулирования // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Том 16. №2. С. 76–82. DOI: 10.19181/lsprr/2020.16.2.7

16. Breton Th. The Role of Education in Economic Growth: Theory, History, and Current Returns. Educational Research. 2012. Vol. 55 No. 2. November. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2184492 (дата обращения: 24.02.2021) DOI: 10.2139/ssrn.2184492

17. Breton Th. Schooling and national income: How large are the externalities? Education Economics. 2010. Vol. 18. No.1. March. P. 67-92. DOI: 10.1080/09645290801939645

18. Glaeser E., Porta R., Lopez-de-Silanec F., Shleifer A. Do Institutions Cause Growth? Journal of Economic Growth, 2004, 9(3) July. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=556370 (дата обращения: 17.02.2021) DOI: 10.2139/ssrn.556370

19. Ozturk I. The Role of Education in Economic Development: A Theoretical Perspective. Journal of Rural Development and Administration, Volume XXXIII, No. 1, Winter 2001, pp. 39-47. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_ id=1137541 (дата обращения: 24.02.2021)

20. Parsons T. The School Class as a Social System: Some of its Functions in American Society. Exploring Education: An Introduction to the Foundations of Education. By Alan R. Sadovnik, Peter W. Cookson, Susan F. Semel, Ryan W. Coughlan. N.Y. Routledge 2017. 606 p. DOI: 10.4324/9781315408545

21. Soto M., Cohen D. Growth and Human Capital: Good Data, Good Results, Journal of Economic Growth, 2007 February, 12(1):5 1-76. DOI: 10.1007/s10887-007-9011-5

22. Tan J.-P., Lee K.H., Flinn R., Roseth V., Nam Y.-J.J. 2016. Workforce Development in Emerging Economies: Comparative Perspectives on Institutions, Praxis, and Policies. Directions in Development. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-0850-0
Статья

Поступила: 04.04.2021

Опубликована: 31.05.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Александрова, О. А. (2021). Рыночная трансформация образования и качество народонаселения. Уровень жизни населения регионов России, 17(2), 167-177. https://doi.org/10.19181/lsprr.2021.17.2.1
Раздел
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ