Постконтрактный оппортунизм и проблемы гармонизации трудовых отношений в вузе (на примере учебных заведений Сибири)

Научная статья
  • Г. Я. Иньшин Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия genin204@yandex.ru
  • М. Ю. Горбухова Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия mag6549@yandex.ru
Для цитирования
Иньшин Г. Я., Горбухова М. Ю. Постконтрактный оппортунизм и проблемы гармонизации трудовых отношений в вузе (на примере учебных заведений Сибири) // Уровень жизни населения регионов России. 2017. Том 13. № 3. С. 78-84.

Аннотация

Объект. В статье исследуются экономические, социальные и правовые тенденции и закономерности, возникающие в процессе взаимодействия работников сферы высшего образования Сибири и работодателей, представляющих государственные организации и институты образования. Предмет. Предмет исследования – экономические отношения, возникающие по поводу участия наёмных работников в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов отраслей народного хозяйства. Цель. Основная цель статьи – рассмотреть базовые положения научной концепции контрактных отношений работников в сфере высшего образования Сибири, исследовать подходы к развитию процессов гуманизации трудовых отношений. Основные теоретические положения. Междисциплинарный подход позволяет всесторонне описать основные проблемы постконтрактных отношений в вузе, выявить их основные причины. На примере вузов Сибири в статье рассматриваются институциональные аспекты взаимодействия работников и работодателя высшего учебного заведения в постдоговорный период в связи с изменениями и дополнениями в стимулирующие формы оплаты труда. Автор отмечает противоречивые процессы в организации трудовых отношений в коллективе, подчёркивает необходимость соблюдения принятых контрактных соглашений. Вывод. Междисциплинарный подход может принести эффективные результаты и может быть применён для изучения указанных проблем.
Ключевые слова:
контрактный и постконтрактный оппортунизм, трудовые отношения, коллективный договор, асимметрия информации, моральный риск, механизмы принуждения к выполнению контракта

Биографии авторов

Г. Я. Иньшин, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия
кандидат экономических наук, доцент
М. Ю. Горбухова, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия
кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков естественных факультетов

Литература

1. Александрова С. Педагогам нужна поддержка // Алтайская правда. 2017. № 49. С.3.

2. Браун Г.Ф. Профсоюзы / Экономическая теория / пер. с англ.; под ред. Дж. Итуэлла и др. / Науч. ред. чл.-корр. РАН В.С. Автономов. Москва: Инфра–М. 2004. С. 834-845.

3. Дондоков С.Б. Недобросовестное поведение вузов в образовательных отношениях: причины и меры противодействия // Вопросы экономики и права. 2010. № 11. С. 70-75.

4. И вновь о показателях // За науку. 2017. № 5 (1467). С. 2.

5. Курбатова М.В., Каган Е.С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований) Том 8. № 3. 2016. С. 116-136. URL: https://cyberleninka. ru/article/v/opportunizm-prepodavateley-vuzov-kaksposob-prisposobleniya-k-usileniyu-vneshnego-kontrolyadeyatelnosti (дата обращения 15 апрeля 2017 г.).

6. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 [Электронный ресурс] «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2016 N 42388). URL: http://legalacts.ru/doc/ prikaz-minobrnauki-rossii-ot-11052016-n-536/ (дата обращения 14 апреля 2017 г.).

7. Ректор Алтайского медуниверситета опроверг обвинение негодующих студентов. [сайт]. [2016]. URL: https:// www.bankfax.ru/news/103853/ (дата обращения 16 апреля 2017 г.).

8. Студенты и преподаватели медуниверситета в открытом письме потребовали отставки ректора Игоря Салдана. [сайт]. [2016]. URL: https://vesti22.tv/video/ studenty-i-prepodavateli-meduniversiteta-v-otkrytompisme-potrebovali-otstavki-rektora-igorya (дата обращения 16 апреля 2017 г.).

9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). [Электронный ресурс]. URL: https:// dokumenty24.ru/component/jdownloads/send/7-tkrf/5trudovoy-kodeks.html (дата обращения 16 апреля 2017 г.).

10. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / Пер. с англ. СПб. Лениздат. 1996. 702 с.

11. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. 3-е изд.; перераб и доп. М. Экономический факультет МГУ. ТЕИС. 2002. 591 с.

12. Barnard Ch. The Functions of the Executive. Camdridge: Harvard University Press, 1962. 334 p.

13. Commons J.R. The Economics of Collective Action, ed. Kenneth H. Parsons. Madison. University of Wisconsin Press (Reprinted in 1970).

14. Commons J.R. Institutional Economics. Vol. 1: Its Place in Political Economy. Transactional Publishers New Brunwick (U.S.A) and London (U.K.). 2009.

15. Galanter M. Justice in many rooms: Courts, private ordering, and indigenous law// Journal of Legal Pluralism, 1981, vol. 19. Pр. 1-47.

16. Rungfamai, Kreangchai Higher Educaton and Institutional Autonomy Policy in Thailand: the Perspective of Agency Theory. University of Tampere. 2008. 89 pp. URL: http:// tampub.uta.fi/beatsream/handle/10024/79890/gradu03095. pdf?sequence=1.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Иньшин, Г. Я., & Горбухова, М. Ю. (2017). Постконтрактный оппортунизм и проблемы гармонизации трудовых отношений в вузе (на примере учебных заведений Сибири). Уровень жизни населения регионов России, 13(3), 78-84. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vcugjournal/article/view/8255
Раздел
УПРАВЛЕНИЕ УРОВНЕМ И КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ