Международный и российский опыт применения форм государственно-частного партнерства в сфере высшего образования

Научная статья
  • И. С. Минина МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия minina.iveta@bk.ru
Для цитирования
Минина И. С. Международный и российский опыт применения форм государственно-частного партнерства в сфере высшего образования // Уровень жизни населения регионов России. 2017. Том 13. № 4. С. 95-101.

Аннотация

Статья посвящена анализу форм государственно-частного партнерства, применяемых в сфере высшего образования в России и за рубежом. Автором рассмотрены различные подходы к определению понятия «государственно-частное партнерство», проведен обзор форм и механизмов государственно-частного партнерства, используемых в высших учебных заведениях. Объектом исследования является сфера высшего образования в рамках взаимодействия государства и частного сектора. Предмет исследования – применение форм государственно-частного партнерства в сфере высшего образования в России и за рубежом. Цель исследования – обобщение результатов сравнительного анализа форм государственно-частного партнерства, успешно применяемых в сфере высшего образования в России и за рубежом. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования: Проанализировать международный опыт внедрения механизмов государственно-частного партнерства в сфере образования. Оценить текущее состояние применения форм и механизмов государственно-частного партнерства в сфере высшего образования России. Определить направления взаимодействия между государством и частным партнером в России в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства с учетом обобщенного зарубежного и российского опыта. Основные теоретические положения статьи. В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «государственно-частное партнерство» в различных странах, принципы классификации форм государственно-частного партнерства, применяемых в сфере высшего образования в России и за рубежом, проведено сравнительное исследование механизмов государственно-частного партнерства. По его итогам разработана обобщающая классификация форм и механизмов государственно-частного партнерства, применимых в высших учебных заведениях, и обоснованы направления взаимодействия между государством и частным партнером в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере высшего образования. Определение эффективных механизмов государственно-частного партнерства для сектора высшего образования России позволит: привлечь инвестиции для модернизации материально-технической базы образовательных учреждений, при этом сократив давление на государственный бюджет; повысить эффективность и качество предоставляемых услуг; привлечь современные технологии; распределить риски между государством и частным партнером и оптимизировать временные затраты.
Ключевые слова:
государственно-частное партнерство, формы государственно-частного партнерства, высшее образование, ГЧП в образовании в России, ГЧП в образовании за рубежом

Биография автора

И. С. Минина, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Аспирант кафедры философии и методологии экономики экономического факультета

Литература

1. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 1 июля 2015 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 8 июля 2015 г.: ввод. федер. законом Рос. Федерации от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Белый Е.М., Романова И.Б. Государственно-частное партнерство в высшем образовании: направления взаимодействия // Интеграция образования. 2010. N 3. С. 3–8

4. 4. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика. М: Высшая школа экономики, 2010. 228 с.

5. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. 32 с.

6. Йескомб Э.Р. Государственно-частное партнерство. Основные принципы финансирования. М.: Альпина Паблишер, 2015. 457 с.

7. Леонова Ж.К. Развитие профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства: опыт зарубежных стран // Ресурс, информация, снабжение, конкуренция. 2012. N 4. С. 538–542.

8. Малинин В.Л., Гайдарулы Е. Сравнительный анализ бизнес-инкубаторов и технопарков в различных регионах РФ [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. URL: https://moluch.ru/archive/105/24870/ (дата обращения: 18.09.2017).

9. Молчанова О.П. Государственно-частное партнерство в образовании: сб. научн. тр. / МГУ им. М.В. Ломоносова; [под ред. О.П. Молчановой, А.Я. Лившина]. М.: Университет книжный дом, 2009. 242 с.

10. Трунова О.Д., Силин М.Н. Особенности реализации государственно-частного партнерства в сфере образования в России и за рубежом // ARSADMINISTRANDI. 2015. С. 82–95.

11. Egorov E.V., Romanova N.V., Tsalikova V.V., Mishakin T.S. Public-private partnership as manner to attract investments in the social sphere // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. N 5. P. 107–112.

12. Patrinos H.A., Barrera-Osorio F., Guáqueta J. The Role and Impact of Public-Private Partnerships in Education [Электронный ресурс]: Washington DC: The World Bank. 2009. URL: http://www.ungei.org/resources/files/Role_Impact_ PPP_Education.pdf (дата обращения: 10.08.2017).

13. Public-private partnerships in higher education. What is right for your institution? [Электронный ресурс] URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/public-privatepartnerships-in-higher-education/$File/public-privatepartnerships-in-higher-education.pdf (дата обращения: 05.09.2017).

14. Ranga M., Etzkowitz H. Triple Helix Systems: An Analytical Framework for Innovation Policy and Practice in the Knowledge Society // Human Sciences and Technology Advanced Research Institute (H-STAR). 2013. P. 237–262.

15. Vertakova J., Plotnikov V. Public-private Partnerships and the Specifics of their Implementation in Vocational Education // Procedia Economics and Finance. 2014. N 16. P. 24–33.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Минина, И. С. (2017). Международный и российский опыт применения форм государственно-частного партнерства в сфере высшего образования. Уровень жизни населения регионов России, 13(4), 95-101. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vcugjournal/article/view/8274