Образовательная межрегиональная миграция: причины и социально-экономические следствия

Научная статья
  • Г. Р. Ислакаева Башкирский государственный университет, Уфа, Россия Islakayeva@list.ru
Для цитирования
Ислакаева Г. Р. Образовательная межрегиональная миграция: причины и социально-экономические следствия // Уровень жизни населения регионов России. 2016. Том 12. № 3. С. 77-88.

Аннотация

Объектом исследования являются социально-экономические процессы, происходящие в регионах, конкретно – процессы, связанные с образовательной миграцией, когда абитуриенты поступают в вузы других регионов. Предметом исследования являются эффекты, которые создаѐт образовательная миграция молодѐжи для социально-экономического развития регионов, причины возникновения миграции, методы регулирования миграции. Теоретическая сторона предмета заключается в выявлении взаимных связей между образовательной миграцией молодѐжи и социально-экономическим развитием регионов, механизмов формирования миграции, личных мотивов образовательных мигрантов, стимулов для развития региональных образовательных систем. Исследуются вопросы компенсируемой и некомпенсируемой образовательной миграции, баланса в миграционных процессах из региона в регион, положительные и отрицательные эффекты этих миграционных потоков для отдельных регионов и страны в целом. Эмпирическая сторона предмета: исследование опирается на эмпирическое исследование, проведѐнное автором в лаборатории исследований социально-экономических проблем регионов Института экономики, финансов и бизнеса Башкирского государственного университета. Анкетирование было проведено среди учащихся 11-х классов ОУ в период январь-февраль 2016 г., оно охватило 3702 учащихся (18% общего числа) по административным районам и городам Башкортостана.  Целью исследования является выявление, систематизация и анализ причин образовательной миграции молодѐжи, влияние на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом положительных и отрицательных сторон такой миграции, путей регулирования миграционных процессов. Основные теоретические и эмпирические положения статьи: установлено, что не только система высшего образования влияет на экономику и является драйвером экономического развития региона, но и сложившаяся в регионе социально-экономическая обстановка, семейные характеристики абитуриента, характеристики вуза влияют на качественный состав абитуриентов, поступающих в вузы региона. Миграция абитуриентов в другие регионы связана в значительной степени с тем, что существующие условия для трудоустройства в регионе проживания представляются им неудовлетворительными. Молодѐжь выбирает вуз другого региона в надежде, что будет легче найти работу, соответствующую их желанию.
Ключевые слова:
образовательная миграция, социально-экономическое развитие регионов, молодѐжь, абитуриенты, студенты, высшее образование

Биография автора

Г. Р. Ислакаева, Башкирский государственный университет, Уфа, Россия
кандидат экономических наук, научный сотрудник лаборатории исследований социально-экономических проблем регионов

Литература

1. Алексеева Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций //Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Политология и социология. 2012. №4. С. 113-136.

2. Андрущак Г.В., Натхов Т.В. Ожидаемые доходы абитуриентов российских вузов // Вопросы образования. 2010. №2. С. 207-223.

3. Ахунов Р.Р., Зулькарнай И.У., Ислакаева Г.Р. Стратегические вызовы системе высшего образования: взгляд экономистов //Экономика и управление: научно-практический журнал. 2016. № 4 (132). С. 9-15.

4. Ефимова Н.И., Маковейчук А.В. Анализ влияния рейтингов вузов на мотивацию абитуриентов //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №6(1). С.27-34.

5. Земцов С.П., Еремкин В.А., Баринова В.А. Факторы востребованности ведущих вузов России //Вопросы образования. 2015. №4. С. 201-220.

6. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Риски в сфере образования молодѐжи: институциональные и саморегуляционные механизмы управления //Вопросы образования. 2008. №4. С. 31-55.

7. Зулькарнай И.У. Ограниченная рациональность индивидов: графические модели несовершенной памяти //Журнал экономической теории. 2009. № 2. С. 249-256.

8. Ильчук С.Б. Востребованность выпускников на рынке труда как индикатор эффективности деятельности вуза //Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Том XI. № 1. С. 191200.

9. Леонтьева Э. О. Миграционные настроения выпускников дальневосточных вузов // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2013, Том 4, № 4. С 1946-1954.

10. Кокшаров В.А., Агарков Г.А. Анализ экономических мотиваций при выборе индивидами образовательных траекторий // Экономика региона. 2015. №1. С. 245-252.

11. Косарева О.Е. Имидж вуза как элемент системы маркетинга образовательных услуг // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. №1(57). С. 63-67.

12. Клячко Т.Л., Краснова Г.А. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в мире и России // Экономика науки. 2015.Т.1. №2. С. 102-108.

13. Пецольдт К., Воробьева И.В., Иноземцева Е.С. Репутация преподавателя и ее роль в повышении конкурентоспособности вуза на мировом рынке образовательных услуг // Проблемы науки и образования. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/reputatsiyaprepodavatelya-i-ee-rol-v-povyshenii-konkurentosposobnosti-vuza-na-mirovom-rynkeobrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 14.09.2016).

14. Письменная Е.Е. Социальные последствия учебной миграции в Россию (вопросы теории и методики исследования). Автореферат докт. дисс. соц. наук. М. 2009. 65 с.

15. Прахов И.А. Единый государственный экзамен и детерминанты результативности абитуриентов: роль инвестиций в подготовку и поступлению. Научный доклад No 12/08P. [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/admin/Downloads/ea124acf133f3c74d2fddfc76c3050cd3423f1a1.pdf (дата обращения: 06.09.2016).

16. Прахов И.А. Юдкевич М.М. Влияние доходов домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза. Доклад, представленный в рамках сессии «Влияние контекстных факторов на образовательные результаты - 1» XIII Апрельской Международной научной конференции «Модернизация экономики и общества», проходившей с 3-5 апреля 2012 г. в Москве. [Электронный ресурс] URL: http://www.gosbook.ru/node/54802 (дата обращения: 06.09.2016).

17. Резник С.Д., Юдина Т.А. Управление репутацией высшего учебного заведения: Монография.: ИНФРА-М., 2014. – 227с.

18. Результаты мониторинга поступления лучших абитуриентов в вузы Оренбурга [Электронный ресурс] URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&ved=0ahUKEwiqiMnR15DP AhULiiwKHeptB5AQFggtMAI&url=http%3A%2F%2Fwww.orenrectors.ru%2Fdocs%2Frezultati_m onitoringa_postuplenia_abiturientov.doc&usg=AFQjCNGrsakHWfiA6qakX9L79dghsXf3IQ&bvm=b v.132479545,d.bGg (дата обращения: 15.09.2016).

19. Сандлер Д.Г., Сущенко А.Д. Экономические мотивации выбора магистрантами образовательных, научных и профессиональных траекторий // Экономика региона. 2016. Т. 12, вып. 2. С. 547-559.

20. Санникова О.В. Некомпенсируемая образовательная миграция как проблема развития российского региона// Теория и практика общественного развития. 2015. № 24. [Электронный ресурс] URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/24/sociology/sannikova.pdf (дата обращения: 06.09.2016).

21. Самофалова Е.И. Особенности изучения образовательной миграции в работах зарубежных авторов //Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. №1(29). С. 104-119.

22. Спирина Н.А. Брэндинг образовательных услуг: понятие, особенности, основные элементы //Вопросы управления. 2009. №2. [Электронный ресурс] URL: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2008/04/14/ (дата обращения: 14.09.2016).

23. Фролова О.В. Имидж как условие конкурентоспособности вуза //Вопросы образования. 2012. №6. С. 121-126.

24. Choi K.H., Mare R.D. International migration and education assortative mating in Mexico and the United States // Demography. 2012.№49. P.449-476.

25. Forbes-Mewett H., Nyland C. Cultural diversity, and the security of international students at an Internationalized University // Journal of Studies in international Education. 2008. Vol. 12. №2. P. 181-203.

26. How I., Jindal-Snape, Topping K., Todman J. Theoretical models of culture shock and adaptation in international students in higher education // Studies in higher education. 2008. 33(1). P. 63-75.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Ислакаева, Г. Р. (2016). Образовательная межрегиональная миграция: причины и социально-экономические следствия. Уровень жизни населения регионов России, 12(3), 77-88. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vcugjournal/article/view/8320
Раздел
МИГРАЦИЯ И РЫНОК ТРУДА