Зарубежный опыт подготовки студентов-выпускников к тому, чтобы стать специалистами в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды

Научная статья
  • Н. Н. Новиков Национальная ассоциация центров охраны труда, Москва, Россия nacot-nnn@mail.ru
  • В. А. Прокудин ОАО «Всероссийский центр уровня жизни», Москва, Россия vcug@mail.ru
Для цитирования
Новиков Н. Н., Прокудин В. А. Зарубежный опыт подготовки студентов-выпускников к тому, чтобы стать специалистами в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды // Уровень жизни населения регионов России. 2016. Том 12. № 4. С. 67-77.

Аннотация

Работа специалистов в сфере HSE (безопасности, гигиены и окружающей среды) в промышленных компаниях это сложный комплекс различных реактивных задач, требующих быстрого решения, и значительных аналитических задач, которые нуждаются в анализе. Кроме того, выполнение этой работы означает быть способным к диалогу с различными заинтересованными лицами, включая операторов, топ-менеджеров в головном офисе, а также руководителей, и быть способным параллельно выполнять различные задачи на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях. Для решения этих проблем компании сталкиваются с острой необходимостью найма компетентных людей для организации охраны здоровья, безопасности и охраны окружающей среды, чтобы они были в состоянии справляться с ограниченными правовыми рамками и сохранять свой имидж на публике, который всё более зависит от производственных рисков. Это открывает возможности для нового поколения студентов-выпускников: В статье мы представляем анализ целей, задач и опыта специалистов в сфере безопасности и охраны труда, благодаря которым мы определили текущие и будущие роли, цели и требуемые навыки специалиста по безопасности. Этот анализ был использован для определения аспирантских программ, направленных на предоставление студентам необходимых знаний, ноу-хау и отношений, необходимых для достижения успеха в качестве специалиста в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды, консалтинговых и страховых компаний. Эта программа охватывает шесть дополнительных аспектов: правовая и нормативная основа, методы анализа риска и инструменты, системы управления охраной труда, человеческие и организационные аспекты, лидерство, кризисное управление и управление в условиях чрезвычайных ситуаций. Она состоит из лекций, проводимых как преподавателями и специалистами, так и с применением реальных проектов на практике, в ходе чего группа студентов выполняет реальные задачи, установленные компанией. Программа также включает 6-месячную стажировку в компании, в ходе которой студент выполняет функции младшего специалиста в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды под руководством менеджера компании и члена профессорско-преподавательского состава. В настоящее время большинство компаний работают в глобальном масштабе в разных странах. Специалисты в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды, как и другие менеджеры, должны работать в международном контексте с коллегами из разных социальных слоев и культур. Для подготовки студентов к столь сложной обстановке выбирают кандидатов из разных стран и слоев и уравновешивая эти различия в относительно небольших группах от 15 до 20 человек. Эта межкультурная группа предоставляет каждому студенту возможность работать с различными навыками и культурами в группах, переходя от одного проекта к другому.
Ключевые слова:
сфера безопасности, гигиена и окружающая среда, образование, аспиранты, культурные различия

Биографии авторов

Н. Н. Новиков, Национальная ассоциация центров охраны труда, Москва, Россия
доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, генеральный директор
В. А. Прокудин, ОАО «Всероссийский центр уровня жизни», Москва, Россия
доктор экономических наук, главный научный сотрудник Научно-образовательный центр проблем регулирования социально-трудовых отношений и социального развития

Литература

1. Afnor. Etude. Préventeurs et politique de prévention en santé sécurité au travail. 2010.

2. Amrae. Référentiel métier du Risk Manager. www.amrae.fr. 2013.

3. Arezes P. M., Swuste P. Occupational Health and Safety post-graduation courses in Europe // A general overview, Safety Science 2012. - 50, pp. 433–442.

4. Assef. Career Guide to the Safety Profession / Third Edition, American Society of Safety Engineers Foundation and the Board of Certified Safety Professionals. 2007.

5. Becker P., Morawetz J. Impacts of Health and Safety Education:Comparison of Worker ActivitiesBefore and After Training // American Journal of Industrial Medecine. 2004. - 46, р. 63–70.

6. Brun J.-P., Loiselle C.D. The roles, functions and activities of safetypractitioners: the current situation in Québec / Safety Science, 2002. - 40, pp. 519–536.

7. Chang S.H., Chen D.F., Wu T.C. Developing a competency model for safety professionals: Correlations betweencompetency and safety functions // Journal of Safety Research. 2012. - 43, р. 339–350.

8. De Joy, D. Development of a work behaviour taxonomy for the safety function in industry // Accident Analysis and Prevention. 1993. - 25(4), р. 365–374.

9. European Commission, Directive concerning the execution of measures to promote the improvement of the safety and health of workers at their work and other subjects (Framework Directive) // Official Journal of EC, 1989. - 12.

10. Hale, A. R. Training of loss prevention inspectors for a petrochemical complex in a developing country // Risk and Loss Prev. 1983. - 4, р. 19-26.

11. Hale, A. R. Occupational health and safety professionals and management: Identity, marriage, servitude or supervision? // Safety Science, 1995. - 20, р. 233–245.

12. Hale, A., Kroes, J. System in safety, 10 years of the chair in safety science at the Delft University of Technology // Safety Science. 1997. - 26-1/2, р. 3–19.

13. Harper G.W. The Safety Engineer. Part I: What Do We Expect of the Safety Engineer? // A.S.S.E. Journal, 1962. - VII-2.

14. Heath E.D. Worker Training and Education In Occupational Safety and Health A Report on Practice In Six Industrialized Western Nations, Part 1 // Journal of Safety Research. 1982. - 13(1), pp. 5-11.

15. Heath E.D. Worker Training and Education In Occupational Safety and Health A Report on Practice In Six Industrialized Western Nations, Part 2 // Journal of Safety Research. 1982. - 13(2), pp. 73-87.

16. Heath E.D. Worker Training and Education In Occupational Safety and Health A Report on Practice In Six Industrialized Western Nations, Part 3 // Journal of Safety Research. 1982. - 13(3), pp. 121-131.

17. Heath E.D. Worker Training and Education In Occupational Safety and Health A Report on Practice In Six Industrialized Western Nations, Part 4 //Journal of Safety Research. 1982. - 13(4), pp. 157-162.

18. Heinrich H. Recognition of safety as a profession, a challenge to colleges and universities.National Safety Council Transactions // In: Proceedings of the 44th National Safety Congress, Chicago, 1956. pp. 37–40.

19. Molzahn M. Chemical Engineering Education in Europe; Trends and Challenges, Trans IChemE, Part A // Chemical Engineering Research and Design. 2004. - 82(A12), pp. 1525–1532

20. Peissel-Cottenaz G., Garrigou A., Contribution à la découverte du métier des préventeurs et à la caractérisation de leurs besoins en formation continue. Note scientifique et technique NS 244, INRS. www.inrs.fr. 2004.

21. Perrin L., Laurent A. Current situation and future implementation of safety curricula for chemical engineering education in France // Education for chemical engineers, 2008. - 3, 84–91.

22. Pisaniello D.L., Stewart S.K., Jahan N., Pisaniello S.L., Winefield H., Braunack-Mayer A. The role of high schools in introductory occupational safety education – Teacher perspectives on effectiveness // Safety Science. 2013. pp. 55, 53–61.

23. Purdy G. ISO 31000:2009 — Setting a New Standard for Risk Management // RiskAnalysis, 2010. - 30:6, pp. 881-886.

24. Rockwell T.H. The Safety Engineer. Part II: Design Specifications for a Safety Engineer // A.S.S.E. Journal, 1962. - VII-2.

25. Runte E., Van Wassenhove W., Besnard D. An account of scientific transfer to the industry: the co-development of an incident analysis tool, 9th Conference of the European Sociological Society, Lisboa. 2009.

26. Saari, J., Risk assessment and risk evaluation and the training of OHSprofessionals // Safety Science 1995. - 20, pp. 183–189.

27. Saleh J.H., Pendley C.C. From learning from accidents to teaching about accident causation and prevention: Multidisciplinary education and safety literacy for all engineering students // Reliability Engineering and System Safety. 2012. - 99, pp. 105–113.

28. Shallcros D.C. Safety education through case study presentations // Education for chemical engineers, 2013. - 8, pp. 12–30.

29. Swuste, P., Van Gulijk, C., Zwaard W. Safety metaphors and theories, a review of the occupational safety literature of the US, UK and The Netherlands, till the first part of the 20th century // Safety Science, 2010. - 48, pp. 1000–1018.

30. Swuste, P., Van Gulijk, C., Zwaard W., Oostendorp Y. Occupational safety theories, models and metaphors in the three decades since World War II, in the United States, Britain and the Netherlands: A literature review // Safety Science. 2014. - 62, pp. 16-27.

31. Van Dijk, F.J.H. From input to outcome: changes in OHS-education andtraining // Safety Science 1995. - 20-2/3, pp. 165–171.

32. Weaver D.A. The Safety Engineer. Part III: Preparing the Safety engineer and Upgrading Performance // A.S.S.E. Journal, February. 1962, Volume VII Number 2.

33. Wu, T. -C., Lin, C. -H., &Shiau, S. -Y. Predicting safety culture: The roles of employer, operations manager and safety professional // Journal of Safety Research, 2010. - 41(5), pp. 423–431.

34. Wu T.C. The roles and functions of safety professionals in Taiwan: Comparing the perceptions of safety professionals and safety educators // Journal of Safety Research. 2011. - 42, pp. 399–407.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Новиков, Н. Н., & Прокудин, В. А. (2016). Зарубежный опыт подготовки студентов-выпускников к тому, чтобы стать специалистами в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды. Уровень жизни населения регионов России, 12(4), 67-77. извлечено от https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vcugjournal/article/view/8341