Доступная социальная инфраструктура vs государственно-частное партнёрство

Научная статья
  • Виталий Вячеславович Максимов АО ТРАНСПРОЕКТ Групп, Москва, Российская Федерация maximov@transproekt.ru
    elibrary Author_id 541725
Для цитирования
Максимов В. В. Доступная социальная инфраструктура vs государственно-частное партнёрство // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Том 17. № 3. С. 339-348. DOI: https://doi.org/10.19181/lsprr.2021.17.3.4

Аннотация

Статья посвящена проблемам устойчивого развития социальной инфраструктуры и социальных услуг, которые вне платежеспособного спроса крупных городов, не могут развиваться по рыночным законам и обеспечивать необходимый уровень инфраструктурной наполненности. Несмотря на 45,9% частных компаний в социальных отраслях, подавляющее число объектов недвижимого имущества продолжает оставаться в собственности государства, формируя потребность в поиске экономических механизмов развития государственной социальной инфраструктуры, вне ограниченных бюджетных возможностей. Возможность привлечения частных инвестиций в новое строительство и реконструкцию без отчуждения права собственности на неё делает государственно-частное партнёрство (ГЧП) и экономический механизм на его основе безальтернативным. Однако его практическое применение страдает асоциальностью, приводящее к появлению государственных объектов, на которых частные инвесторы ведут исключительно коммерческую деятельность. Кажущаяся экономия бюджетных средств ведёт государственные, судебные и контрольно-надзорные органы на таких территориях к стратегическому провалу, сокращая количество государственных объектов, работающих по государственным расценкам, игнорируя запросы населения на доступную социальную инфраструктуру, усиливая социальную напряженность в обществе. Настоящая работа направлена на изучение иррационального поведения частных инвесторов, устойчивость которого обеспечивается механизмом ГЧП, где государство конкурсными процедурами и существенными условиями будущего проекта определяет тот необходимый уровень социальности объектов инфраструктуры, который наилучшим образом соответствует имеющемуся расслоению жителей определённой территории. Необходимо продолжить исследования по совершенствованию федерального законодательства, чья социальная нейтральность ведёт к противоречивым ожиданиям сторон от ГЧП, добавляя ему чувствительности к широкой номенклатуре рисков, отталкивая частные инвестиции и инвесторов, ограничивая развитие инфраструктуры только бюджетными возможностями. Разработка экономического механизма, обеспечивающего нахождение баланса доступности и рыночной рациональности социальных объектов – непростая задача, имеющая множество решений с учётом особенностей конкретной территории и его населения
Ключевые слова:
социальная инфраструктура, социальные услуги, государственная нужда, национальные проекты, государственно-частное партнёрство, концессионные соглашения, частные инвестиции

Биография автора

Виталий Вячеславович Максимов, АО ТРАНСПРОЕКТ Групп, Москва, Российская Федерация
кандидат экономических наук, председатель совета директоров

Литература

1. Абгалдаев В.Ю. Идеальный потребитель в трудах Дж. Р. Хикса // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 33. С. 61-67.

2. Андрос И.А., Кобяк О.В. Развитие государственно-частного партнерства в Беларуси // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Том 20. № 2. С. 348-362. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-348-362.

3. Белозор Ф.И. Закупки для государственных нужд: гармонизация добросовестной конкуренции и экономической эффективности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 1. С. 93-101. DOI: 10.22394/2079-1690-2021-1-1-93-101.

4. Горохова Д.В. Государственные закупки в Российской Федерации: ретро¬спектива и развитие // Финансовый журнал. 2020. Том 12. № 2. С. 57-68. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-2-57-68.

5. Информационно-аналитический обзор «О развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации» // Минэкономразвития России. Февраль 2020. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/6b5f12f3140cf044f1f715d18dfdef0a/gchp%2021.02.2020.pdf.pdf. (дата обращения 16.06.2021).

6. Лепский В.Е., Максимов В.В. Совершенствование механизмов общественного участия как ключевая проблема укрепления субъектности российского развития // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. Том 228. № 2. С. 405-423. DOI: 10.38197/2072-2060-2021-228-2-405-423.

7. Максимов В.В. Парадоксы социальной политики в развитии социальной инфраструктуры // Экономические стратегии. 2021. Том 23. № 2(176). С. 38-44. DOI: 10.33917/es-2.176.2021.38-44.

8. Рубинштейн А.Я., Городецкий А.Е. Государственный патернализм и патерналистский провал в теории опекаемых благ // Журнал институциональных исследований. 2018. Том 10. № 4. С. 38-57. DOI: 10.17835/2076-6297.2018.10.2.038-057.

9. Сазанова С.Л. Ценности хозяйственной деятельности как основание социально-экономических систем // Вестник ГУУ. 2016. № 1. C. 257-262.

10. Семенова Н.Н. Риски государственно-частного партнерства // Россия: тенденции и перспективы развития. 2020. № 15-1. С. 363-366.

11. Торопушина Е.Е., Башмакова Е.П. Государственно-частное партнерство в социальной сфере арктических стран Европы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 4. C. 167-190.

12. Чугунова Н.В., Полякова Т.А., Романов И.В. Результаты и тренды развития региональной системы расселения в эпоху неолиберальной урбанизации (на материалах Белгородской области) // Географический вестник. 2019. № 2(49). С. 34-45. DOI: 10.17072/2079-7877-2019-2-34-45.

13. Юрченко Е.В., Юрченко А.А. Государственные закупки: современные проблемы // Вестник Финансового университета. 2015. № 4(88). С. 16-23.

14. Комарницька Г.О. Класифікація проектів державно-приватного партнерства // БИ. 2019. № 5 (496). DOI: 10.32983/2222-4459-2019-5-50-55.

15. Krumm T. The Politics of Public-Private Partnerships in Western Europe. Comparative Perspectives. Cheltenham: Edward Elgar Publishing Limited. 2016. 256 p. DOI: 10.4337/9781782549260.

16. Tullock, G., Seldon, A., Brady, G. Government Failure: A Primer in Public Choice. Washington, DC: Cato Institute. 2002. 185 p. ISBN: 978-1930865204.

17. Whiteside H. Unhealthy political economy of Canadian public-private partnership hospital // Health Sociology Review. 2014. Vol. 20. No. 3. P. 258–268. DOI: 10.5172/hesr.2011.20.3.258.
Статья

Поступила: 16.06.2021

Опубликована: 20.09.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Максимов, В. В. (2021). Доступная социальная инфраструктура vs государственно-частное партнёрство. Уровень жизни населения регионов России, 17(3), 339-348. https://doi.org/10.19181/lsprr.2021.17.3.4
Раздел
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ