Проблема информационной гигиены и актуальность позднеантичной этики

  • Александр Александрович Пылькин СПбПУ Петра Великого, Санкт-Петербупг, Российская Федерация apylkin@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-4856-3921
    elibrary Author_id 562152
    ResearchID R-2347-2019
  • Вера Анатольевна Серкова СПбПУ, Санкт-Петербург, Российская Федерация henrypooshel@rambler.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-4543-0496
    elibrary Author_id 434212
    ResearchID F-4990-2019
  • Мария Сергеевна Пылькина СПбГУКИ, Санкт-Петербург, Российская Федерация AB3115@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-5312-1768
    elibrary Author_id 585562
Для цитирования
Пылькин А. А., Серкова В. А., Пылькина М. С. Проблема информационной гигиены и актуальность позднеантичной этики // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Том 17. № 3. С. 399-406. DOI: https://doi.org/10.19181/lsprr.2021.17.3.10

Аннотация

Сегодня происходит конституирование совершенно нового типа реальности – «цифровой реальности», что влечет за собой новые вызовы для индивида и общества. Глубокая вовлечённость в цифровую реальность и активное использование её технических медиаторов формирует нагрузку на психофизику индивида, которая, особенно в стадии активного роста, не только деформирует поведенческие схемы, но может оказывать влияние на формирование структур мозга. Воспитательные практики, посредством которых общество помогало индивиду формировать свою идентичность, в цифровом измерении теряют свою прежнюю определённость. В качестве ответа на данные вызовы на рубеже ХХ-ХХI вв. в рамках медицинских наук было сформировано понятие информационной гигиены, описывающее способы минимизации деструктивных воздействий информационной среды. Однако, разработанное для узкой области, данное понятие не учитывает того, что психофизические трансформации под воздействием деструктивных влияний современных медиа грозят разрушением базовых констант человеческого вообще. Позитивистская медицина в силу специфики своего предмета не видит эсхатологического горизонта проблемы, на котором уже явственно очерчиваются контуры нашего «постчеловеческого будущего». В этом пункте философия может и должна напомнить, что на заре европейской цивилизации медицина нераздельно с философией представляла собой этическую программу, единый комплекс практик – аскетических, гигиенических и мыслительных – направленных не только на минимизацию деструктивных воздействий, но и – на обнаружение и культивацию индивидом собственной человечности. Таким образом, в данной статье понятие информационной гигиены тематизируется с учетом его историко-философских импликаций. С одной стороны, оно призвано отразить современную специфику вызовов, с другой – учесть опыт профилактики деструктивных воздействий, практиковавшийся позднеантичными философами в статусе «врачевателей души». Для эмпирической верификации данного понятия авторы проделали следующий эксперимент. Группе студентов первокурсников было предложено провести сутки без интернета и описать свои ощущения и мысли. Анализ спонтанных способов преодоления глубокой вовлеченности в цифровую реальность позволил выделить наиболее адекватные формы минимизации её деструктивных влияний: уклонение к активному досугу в действительном мире. Эти формы оказались созвучны позднеантичным практикам заботы о себе в редакции эпикурейской школы. Такое, более широкое, этическое рассмотрение информационной гигиены открывает пути для тематизации комплексного подхода к проблеме выживания человека перед лицом цифровой реальности
Ключевые слова:
информационная гигиена, этика, цифровая реальность, цифровая среда, деструктивные воздействия, забота о себе

Биографии авторов

Александр Александрович Пылькин, СПбПУ Петра Великого, Санкт-Петербупг, Российская Федерация
кандидат философских наук, доцент кафедры общественных наук
Вера Анатольевна Серкова, СПбПУ, Санкт-Петербург, Российская Федерация
доктор философских наук, профессор кафедры общественных наук
Мария Сергеевна Пылькина, СПбГУКИ, Санкт-Петербург, Российская Федерация
кандидат философских наук, ассистент кафедры культурологии

Литература

1. Адо П. Духовные упражнения и античная философия. СПб: Степной ветер, 2005. – 448 с. ISBN 5-98861-004-8.

2. Бодрийяр Ж. Общество потребления / Пер. с франц. Е.А. Самарская. М.: АСТ, 2020. 383 с.

3. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы, угрозы, стратегии / Пер. с англ. С. Филин. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 496 с.

4. Диоген Лаэртский о жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Ред. А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1979. 620 с.

5. Ерёмин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: Советская Кубань, 2005. 356 с.

6. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. В двух томах. Том 1. М.: Греко-латинский кабинет Шичалина, 2001. – 608 с.

7. Йегер В. Пайдейя. В двух томах. Том 2. М.: Греко-латинский кабинет Шичалина, 1997. 336 с.

8. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. М.: Независимая фирма «Классс», 2017. 464 с.

9. Латур Б. Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию / Пер. с англ. И. Полонская. М.: Издательский дом ВШЭ, 2020. 384 с.

10. Молодцова И.А., Максимова Е.А., Сливина Л.П. Информационная гигиена: общетеоретическая оценка проблемы // НБИ технологии. 2018. Том 12. №2. С.25-29.

11. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Том 3. М.: Мысль, 1994. – 654 с.

12. Пылькин А.А., Пылькин В.А., Серкова В.А. Сотериологическая актуальность позднеантичной этической модели // Личность. Культура. Общество. 2021. Том 23. №1-2. С. 144-148.

13. Пылькин А.А., Соколова Н.А. Проблема идентичности информатизированного человека с точки зрения интертекстуализма // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Том 15. №4. С. 117-123. DOI: 10.24411/1999-9836-2019-10087.

14. Сенека. Нравственные письма к Луциллию. М.: АСТ, 2020. 640 с.

15. Слотердайк П., Хайнрихс Г.Ю. Солнце и смерть: диалогические исследования. СПб.: Иван Лимбах, 2015. 608 с.

16. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в 1981—1982 уч. году / Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. СПб.: Наука, 2007. 677 с.

17. Hosokawa R., Katsura T. Association between mobile technology use and child adjustment in early elementary school age [published correction appears in PLoS One. 2018 Dec 14;13(12):e0208844] // PLoS One. 2018. Vol. 13. No. 7. P. e0199959. DOI:10.1371/journal.pone.0199959.

18. Carter B., Rees P., Hale L., Bhattacharjee D., Paradkar MS Association Between Portable Screen-Based Media Device Access or Use and Sleep Outcomes: A Systematic Review and Meta-analysis // JAMA Pediatr. 2016. Vol. 170. №12. P. 1202–1208. DOI: 10.1001/jamapediatrics.2016.2341.

19. Kim R., Lee KJ, Choi YJ Mobile Phone Overuse Among Elementary School Students in Korea: Factors Associated With Mobile Phone Use as a Behavior Addiction // Journal of Addictions Nursing. 2015. Vol. 26. №2. P.81–85. DOI: 10.1097/JAN.0000000000000074.

20. Sherman LE The Power of the Like in Adolescence: Effects of Peer Influence on Neural and Behavioral Responses to Social Media / A.A.Payton, L.M. Hernandez, P.M. Greenfield, M. Dapretto // Psychol. Sci. 2016. Vol. 27. №7. P. 1027–1035. DOI: 10.1177/0956797616645673.
Статья

Поступила: 12.06.2021

Опубликована: 20.09.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Пылькин, А. А., Серкова, В. А., & Пылькина, М. С. (2021). Проблема информационной гигиены и актуальность позднеантичной этики. Уровень жизни населения регионов России, 17(3), 399-406. https://doi.org/10.19181/lsprr.2021.17.3.10
Раздел
ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ