Некоторые вопросы трансформации сферы образования и рынка труда и их государственного регулирования

  • Наталья Геннадьевна Яковлева ИЭ РАН; МГУ имени М.В. Ломоносова tetn@yandex.ru
    elibrary Author_id 488861
Для цитирования
Яковлева Н. Г. Некоторые вопросы трансформации сферы образования и рынка труда и их государственного регулирования // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Том 16. № 2. С. 76-82. DOI: https://doi.org/10.19181/lsprr/2020.16.2.7

Аннотация

В статье с теоретических позиций анализируются социально-экономические трансформации сферы образования на этапе позднего капитализма (коммерциализация, бюрократизация, менеджеризация, финансиализация), которые обусловлены ее маркетизацией. Также показывается изменение роли и места государства на данном этапе развития капиталистической системы. Исследуется влияние этих изменений на социальную сферу, в частности, сферу образования. Фиксируются изменения на рынке труда и их влияние на сферу образования. Делается вывод о том, что существует необходимость корректировки взаимодействия рынка труда и сферы образования, в которых активным участником должно быть государство, как актор и рынка труда, и сферы образования. Объект. Изменения роли государства на этапе позднего капитализма. Предмет. Социально-экономические трансформации в сфере образования на этапе позднего капитализма. Цель. С теоретических позиций определить влияние изменения социальных и экономических регулирующих функций государства на сферу образования на этапе позднего капитализма. Основные положения статьи. 1. Современная стадия развития капиталистической системы (поздний капитализм) характеризуется неолиберальной моделью рыночной экономики, которой присущи рыночный фундаментализм и сокращение бюджетного финансирование социальной сферы, глобальная гегемония финансового капитала и глобализация всех сфер жизнедеятельности человека. 2. Характерной чертой рыночной экономики позднего капитализма является маркетизация социальной сферы, в частности, образования. 3. В рыночной экономике позднего капитализма происходит изменение места и роли государства. 4. Социальная сфера на этапе позднего капитализма становится основным сектором в структуре экономики, так как именно в ней формируется основная производительная сила общества -творческий потенциал человека. 5. В России в сфере образования наблюдаются регрессивные тенденции, которые оказывают влияние на рынок труда 6. В свою очередь, на ранке труда наблюдаются изменения, которые требуют определённого ответа со стороны сферы образования. 7. На этапе позднего капитализма необходима корректировка взаимодействия рынка труда и сферы образования, в которой непосредственное участие должно принимать государство, как актор и рынка труда, и сферы образования.
Ключевые слова:
поздний капитализм, рыночная экономика, государство, образование, рынок труда.

Биография автора

Наталья Геннадьевна Яковлева, ИЭ РАН; МГУ имени М.В. Ломоносова
кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра экономической теории социального сектора ИЭ РАН, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра современных марксистских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова

Литература

1. Бобков В. Н. Гибкая занятость путь к хаосу или новая модель устойчивости рынков труда // Уровень жизни населения регионов России, 2018. Том. 14. № 3. C. 7-17. DOI: https://doi.org/10.24411/1999-9836-2018-10022.
2. Бодрунов С.Д. Ноономика /Монография/ – М.: Культурная революция, 2018. – 432 с.
3. Бузгалин А.В. Поздний капитализм и его пределы: диалектика производительных сил и производственных отношений // Вопросы политической экономии, 2018, №2. С. 10-38.
4. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Трансформации социальной структуры позднего капитализма: от пролетариата и буржуазии к прекариату и креативному классу? // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 18–28. DOI: 10.31857/S013216250003744-1.
5. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Государство в экономике XXI века: политико- экономическая интерпретация // Альтернативы, 2020, №1. С. 4-35.
6. Бутенко В., Полунин К. Россия 2025: от кадров к талантам. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/.
7. Воейков М.И. Государство как предмет политэкономического изучения // Вопросы политической экономии. 2018. №1. С. 35-55.
8. Клейнер Г.Б. Государство должно учитывать интересы всех членов общества // Вопросы политической экономии, 2020, №1 (21). С. 105-111. DOI: 10.5281/zenodo.3753348.
9. Колганов А.И. Будущее государства в экономике: российские дискуссии и их международный контекст // Экономическая наука современной России. 2019;86(3), С. 18-29. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-3(86)-18-29.
10. Ленчук Е.Б. Глобальные проблемы и вызовы обусловливают возрастание экономической роли государства // Вопросы политической экономии, 2020, №1 (21). C. 112-119. DOI: 10.5281/zenodo.3753354.
11. Маркс К. Капитал. Т. 2. М.: Политическая литература, 1984.
12. Маркс К. Капитал. Т. 4. М.: Политическая литература, 1984.
13. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е.
14. На пути к новой экономической теории государства / Под ред. А.Я. Рубинштейна. – M.: Институт экономики РАН, 2018. – 110 c.
15. Овсянников А. А., Лакеева Л.В. Рассогласованность рынка труда и системы профессиональной ориентации в России // Народонаселение, 2019. Том. 22. № 4. C. 62-77. DOI: https://doi.org/10.24411/1561-7785-2019-00039.
16. Одегов Ю.Г., Гарнов А. П. Реформа российского образования: проблемы, результаты, перспективы // Уровень жизни населения регионов России, 2019. Том. 15. № 3. C. 36-51. DOI: https://doi.org/10.24411/1999-9836-2019-10071.
17. Осипов А.М. Рыночные механизмы – социальный тупик российского образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5. С. 63-72.
18. Рязанов В.Т. Капитализм и кризисы: становление и развитие политико-экономического подхода // Вопросы политической экономии, 2015, №1. С. 48-64.
19. Смолин О.Н. Системные проблемы образования в России и пути их преодоления / Сборник материалов Международного Конгресса «Возрождение производства, науки и образования в России: вызовы и решения» / Под общ. ред. С.Д. Бодрунова. М.: ЛЕНАНД, 2015, С. 47-52.
20. Сорокин Д.Е. Главная задача государства – обеспечение приоритетного развития технологий и социальной справедливости // Вопросы политической экономии, 2020, №1 (21). C. 120-129. DOI: 10.5281/zenodo.3753359.
21. Файн Б. Финансиализация: марксистский взгляд // Вопросы политической экономии, 2019, №1. С. 34-50.
22. Шичкин И.А. Состояние, масштабы и направления снижения неустойчивой занятости трудящихся-мигрантов в России // Уровень жизни населения регионов России, 2018. Том. 14. № 3. C. 38-44. DOI: https://doi.org/10.24411/1999-9836-2018-10026.
23. Яковлева Н.Г. Коммерциализация, бюрократизация, менеджеризация образования постсоветской России: политэкономический взгляд // Проблемы теории и практики управления. 2017. №3. С. 122-131.
24. Яковлева Н.Г. Образование в России: общественное благо или коммерческая услуга? // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 149-153. DOI: 10.7868/S0132162518030182.
25. Яковлева Н.Г. Социальные последствия финансиализации образования // Социологические исследования. 2019. № 12. С. 104-114. DOI: 10.31857/S013216250007744-1.
26. Amin S. Maldevelopment: Anatomy of a Global Failure. Pambazuka Press. 1990.
27. Fine B. Locating Financialization. Historical Materialism, 2018, No. 2: 97–116.
28. Jameson F. Postmodernism or the Cultural Logic of Late Capitalism. . London – New York: Verso, 1991.
29. Mandel E. Late Capitalism. London – New York: Verso, 1987.
30. Wallerstein, I. World-Systems Analysis: An Introduction, London: Duke University Press, 2004.
Статья

Поступила: 28.04.2020

Финальная версия: 11.05.2020

Опубликована: 15.06.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Яковлева, Н. Г. (2020). Некоторые вопросы трансформации сферы образования и рынка труда и их государственного регулирования. Уровень жизни населения регионов России, 16(2), 76-82. https://doi.org/10.19181/lsprr/2020.16.2.7
Раздел
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ